Культурно-интеллектуальное возрождение в Украине (19 - начало 20 века)Страница 1
						
Развитие индустриализации, неизбежное при этом повышение уровня грамотности и общей культуры вызвали к жизни заметный национальный и духовный подъем. Национальная идея и становится одной из тех при помощи, которой интеллигенция овладела массами.
Дело в том, что до определенного времени этнические особенности не являлись главным критерием, при помощи которого человек отождествлял себя с той или иной группой себе подобных. Лишь в 19 в. возникает чувство, основанное на общности языка и культуры.
Каждый из народов прошел свой путь становления национального сознания, но в целом можно выделить три основных этапа:
1) ностальгический, на котором группа ученых собирает исторические документы, фольклор, предметы старины, чтобы сохранить память о своем народе;
2) культурнический - на котором проявляется интерес к языкам, применении национального языка в образовании и литературе;
3) политический- время появления национальных политических организаций, выдвигающих требования политического самоопределения.
Как и во всей Восточной Европе, появление интеллигенции было очень важным событием. Для Украины оно шло в неблагоприятной атмосфере уже потому, что в 1804 г. указом Александра I было запрещено обучение в школах на «малороссийском наречии».
Истоки украинского национального подъема связаны со Слобожанщиной, где 17 января 1805 г. был официально открыт первый в Украине университет - Харьковский. Он надолго взял на себя миссию проводника высокой культуры. В 1834 г. открыт университет Св. Владимира в Киеве. Интеллигенция объединялась в маленькие группы, кружки, где обсуждались различные философские проблемы. В своем поиске украинская интеллигенция сосредоточила главное внимание на таких чертах как история, фольклор, язык и литература.
Уже в конце 18 в. среди дворянской интеллигенции Левобережья появляются признаки возрастающего интереса к истории, особенно истории казачества. Появляются исторические труды потомков старшинских фамилий. Понятно, что изложение истории носило очень субъективный характер. По мере накопления материала появляется потребность в обобщающем труде - результат «История Малой России» Бантыш-Каменского. Он утверждал, что, несмотря на самобытность и героизм истории украинцы являются ветвью русского народа. Полную противоположность этому труду представляет «История руссов». Неизвестный автор рассматривает украинцев как отдельный народ, которому в определенной степени необходимо самоуправление. «Истории руссов» с одной стороны усилила интерес к прошлому Украины, с другой - поставила вопрос о ее месте в современной политической системе.
В первые десятилетия 19 в. многие интеллигенты ходили по селам, городам, собирали и публиковали жемчужины народного творчества. В 1819 г. Н.Церетели опубликовал «Собрание старых малороссийских песен», 1827- М.Максимович «Малороссийские народные песни». Эти безобидные рассуждения о традициях народа приводят к мыслям об отличиях украинцев от своих соседей, обращают внимание на тяжелое положение народа.
Учитывая центральную роль языка в процессе создании нации, становится понятной необходимость преобразования местного «наречия» в основное средство самовыражения всех украинцев. Произведение Ив. Котляревского «Энеида» положило начало украинскому языку и новой украинской литературе. В 1818г А. Павловский издает «Грамматику малороссийского наречия»
В 1834 г. было положено начало украинской прозы – «Малороссийскими рассказами Григория Основьяненко», Левко Боровиковский положил начало украинской балладе.
Особое влияние на развитие украинской нации оказал Т.Г.Шевченко - национальный украинский поэт, получивший признание далеко за пределами Украины. Его бунтарские идеи и мотиву часто становились препятствием для публикаций
Польско-литовская и шведская интервенция России.
	 
 3
. Осенью 1604 г, самозванец, которого историки называют Лжедмитрием I, с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков неожиданно появился на юго-западной окраине России, в Северской земле. «Украинные люди», среди которых было много беглых крестьян и холопов, толпами присоеди ...
	
Развитие духовной культуры в крае
	 
В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые — в каждом уездном центре со сроком обучения 2 года. Первое малое народное училище было открыто в Ко ...
	
Попытки Красной армии деблокирования Ленинграда в 1942-1943 гг
	 
В конце 1941 г. в ставке ГКО была спланирована наступательная операция прорыва блокады Ленинграда. Основная задача по прорыву блокады была возложена на силы Волховского фронта. Ставка приняла решение перенести основные усилия в район действий 2-й ударной армии. Однако должного эффекта не получилось. Упущенный момент первого удара трудно ...
	

