Реформа центрального и местного управления. Право
Страница 1

История » Екатерина Великая. Характеристика правления » Реформа центрального и местного управления. Право

В первые же дни царствования Екатерины, императрице предложили провести изменения в центральном управлении. В проекте было предложено создать постоянный императорский совет, включающий в себя четырех секретарей и двух советников. Все важнейшие вопросы решались бы в присутствии императрицы, которая и принимала бы окончательное решение. Однако Екатерина отклонила этот проект, как ограничивающий ее власть.

В октябре 1762 года императорским указом была создана Тайная экспедиция, наследница дел зловещей, упраздненной Петром III Тайной канцелярии. Экспедиция занималась политическим сыском и лишь формально подчинялась Сенату. Екатерина неоднократно заявляла, что в Тайной экспедиции не пытают, но пытки по-прежнему оставались обычным методам следствия.

В 1763 году было проведено разделение Сената на шесть департаментов: четыре петербургских (по важнейшим внутренним и политическим делам; судебный; по делам западных окраин, путей сообщения, высшего образования и полиции; по военным и морским делам) и два московским (соответствуют первым петербургским).

17 января 1769 года по указу императрицы был учрежден совет при высочайшем дворе. Манифест гласил: «По причине теперешних военных обстоятельств, дабы ни в которой части, к тому принадлежащей, ничего проронено не было, что служить сможет к безопасности Империи нашей, и дабы скорейшие сношения установить между учрежденных политических, военных и казенных мест, рассудили Мы за нужно и за благо учредить; на время войны, при дворе и в присутствии Нашем Совет, которому иметь как рассуждение, так и бдение, дабы ничто не было упущено, что служить может к обороне и безопасности Государства, также и к военным действиям, о чем о всем сей Совет беспосредственно Нам докладывать должен; выходить же из оного, как за подписанием собственной Нашей руки»¹.

Позже роль Сената ограничивается судебными функциями. В 70-80-е года XVIII века произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. К 90-м годам большинство коллегий прекратило свое существование, были оставлены лишь четыре: Иностранная, Военная, Морская, Коммерц-коллегия. В царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы решались на местах.

В 1775 году была проведена областная реформа. Она отменяла деление страны на губернии, провинции и уезды. Теперь в России вводилась двухуровневая система. В стране образовывались 50 губерний 300-400 тыс. жителей, каждая из которых делилась на уезды по 30-40 тыс. человек.

Во главе областной администрации стояли губернаторы или наместники. Вице-губернатор назначался Сенатом. Исполнительным, распорядительным и полицейским органом в губернии становилось губернское правление. На уездном уровне роль губернского правления выполнял Нижний земский суд под председательством исправника или капитана. Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были подчинены губернские и уездные казначейства.

Суд был сословным: для дворян – Верхний земский суд, для горожан – Губернский магистрат, для государственных крестьян – Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян судили помещики. Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для дворян – Уездный суд, для горожан – Городской магистрат, для крестьян – Нижняя расправа.

Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений, в каждом губернском городе был создан новый орган – Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличии от Губернского правления и Казенной палаты приказ общественного призрения не имел выборный состав.

Страницы: 1 2

Вступление в войну СССР и капитуляция Японии. Финал войны на Тихом океане. Потсдамская декларация и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки
После того, как Сталин в своей речи 6 ноября 1944 г. назвал Японию агрессивным государством, Япония начала внимательно следить за действиями, предпринимаемыми Советским Союзом. Было установлено, что в конце февраля 1945 г. по Транссибирской железной дороге началась переброска войск из западных районов ССССР на восток, причем эти перебр ...

Становление Боярской думы в системе государственного управления, ее социальный состав и круг полномочий
Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III[1]. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотдели ...

Присоединение Средней Азии к России
Одним из направлений внешней политики России было проникновение в Среднюю Азию. Две причины побуждали самодержавие заняться присоединением этого региона. 1. Экономическая причина. Средняя со своей необъятной территорией и неразвитой промышленностью была первоклассным рынком сбыта и источником сырья для молодой русской промышленности. Т ...