Возникновение нового общественного класса – духовенства.
Страница 1

История » Русь в IX-XIII веках - от единства к раздробленности » Возникновение нового общественного класса – духовенства.

Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то, прежде всего, имеем ввиду последующее развитие церкви. Ее постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние, которое она стала со временем оказывать.

С крещением Руси связаны все главные события при правлении Владимира. С крещением на Русь пришла церковная организация. По мнению В.В.Артемова с 1036 года во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священнослужители городов и сел. Метрополичья кафедра, епископ, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. На землях церковь организовывала собственное хозяйство. Лучшими огородниками были монахи. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Со временем монастыри стали центрами торговли, даже ростовщичества. Монахи монастырей вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и морали. Тем самым они оказывали сильное духовное влияние и религиозное на окружающий мир.

Укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи – митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, а ее лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немело случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляя патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость. При церквях и монастырях создавались школы, здесь же трудились и первые русские художники. В церковных «уставах» церковь выступала за поддержание христианских начал в обществе и семье, против языческих обычаев (жертвоприношений). Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными странами, церковь в своей борьбе против «латинства», против папского Рима, способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекающих на западе в XI веке. На Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.

По мнению многих историков, принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. «Божий слуга» - государь был, по византийским традициям и справедливым судьей во внутригосударственных делах и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло княжескую власть и территориальное единство Киевской Руси. Владимир «часто с великим смирением советовался с отцами своими епископами о том, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа»[16, С. 7]. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания своей высокой ответственности. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению. Надобно повиноваться не только от страха наказания, но и по совести»[16, С. 9]. Страх перед Божьим наказанием ограничивал эксплуататорские аппетиты верхушки общества. Христианство учило богатых помогать бедным. Все это примеряло противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию.

Говоря о значении христианско-просветительской деятельности Святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец: «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное»[25, С. 112].

Страницы: 1 2

Причины падения Директории
Отсутствие понимания и желания прийти к компромиссу в правительстве Д., отсутствие четких программных основ, противоречия и не дальнозоркость внутренней политики. Так аграрная реформа повлияла только на украинцев, собственность польских, австрийских и немецких помещиков осталась неприкосновенной. Отсутствие обозначенных сроков аграрной ...

Вариативность развития Западной Европы в послевоенный период. Альтернативы и механизм выбора варианта развития послевоенной Европы
В основе эволюции идеи «единой Европы» от мечты и утопических проектов, выношенных одиночками, к идейному движению и политическому проекту лежит многовековой опыт сосуществования нескольких десятков народов, которые разместились на пространстве, составляющем чуть больше 7 % заселенной территории Земли. Два первых дошедших до нас тракта ...

Невская битва. Ледовое побоище.
Утром, 15 июля 1240 года, протрубил рог, и войско Александра атаковало шведский лагерь. Точно по плану были перерублены сходни. Началась битва. В кровавой сече Александру удалось ранить Биргера в голову. Новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жи ...