Создание Государственной Думы в России
Страница 2

История » Разработка думского избирательного закона в 1905-1907 годов » Создание Государственной Думы в России

Одной из первоочередных задач после издания Манифеста стала необходимость разработки нового избирательного закона, внесения поправок и дополнений в законодательные акты, определяющие состав, порядок формирования и полномочия Государственной Думы и Государственного Совета и их соподчиненность.

По окончании работы учредительного съезда кадетской партии, состоявшегося 12 – 18 октября 1905 г. в Москве, уже упоминавшийся Кокошкин вместе с Головиным и кн. Г. Е.Львовым был делегирован для участия в переговорах с премьер-министром С. Ю. Витте о формировании нового правительственного кабинета. В этих переговорах Кокошкину принадлежала ключевая роль. В принципе не отвергая с порога просьбу Витте о поддержке правительства либеральной оппозицией, члены делегации посчитали, однако, необходимым обусловить ее рядом предварительным условий. Правительство должно было немедленно осуществить следующие мероприятия: 1) реализовать в полном объеме положения Манифеста 17 октября; 2) созвать учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для выработки конституции; 3) дать политическую амнистию. "Все эти реформы, - заявили члены делегации, - неизбежны и лучше дать их сразу, чем идти к ним болезненным путем через видоизмененную Государственную думу".[15] Отказ Витте удовлетворить требования кадетской делегации привел к срыву переговоров.

Работа по разработке закона была поручена образованной 28 октября специальной комиссии («Особое совещание») под председательством члена Государственного Совета графа Д. Сольского. С ноября 1905 г. по январь 1906 г. она провела десять заседаний, в которых особенно бурно обсуждался вопрос о привлечении в состав Государственного совета «выборного элемента» из наиболее «устойчивых по взглядам и направлениям слоев населения».

Позиция главы кабинета министров С. Ю. Витте сводилась к следующему: «Точно так при обмене мыслей относительно политики министерства также не произошло никаких несогласий, впрочем, на этом предмете долго не останавливались, так как политика моего министерства определялась моим всеподданнейшим докладом, опубликованным одновременно с манифестом 17 октября. Относительно этой политики больше всего разговора вызвал вопрос о выборах в Государственную думу. Лица из общественных деятелей желали знать, какой политики я буду держаться относительно выборов в Думу, и здесь также у нас не вышло никаких разногласий».[16]

Вполне естественно, что речь зашла и о духовенстве. Большинство членов Комиссии поддерживало идею включения в состав Государственного Совета представителей от Православной церкви.

Лишь очень немногие высказывали иное мнение. В частности, известный правовед, член Государственного Совета Н. С. Таганцев считал, что в разрешении этого вопроса следует исходить из «государственной», а не из политиканствующей» точки зрения. Многообразие вероисповеданий, присущих народам России, требовало учесть их интересы и обеспечить представительство в высших органах власти.

Подготовленные Комиссией Сольского проекты законов в феврале 1906 г. вынесены были на окончательное обсуждение Особого совещания в Царском Селе под председательством Николая II. Из воспоминаний Н.С. Таганцева явствует, что, когда зашел разговор о представительстве духовенства, то присутствующие - министры, члены Государственного Совета и иные высшие сановники были единодушны. Даже не возникала мысль, что наряду с представительством государственной Церкви может существовать, хотя бы в самом минимальном виде, представительство иных религий и церквей, признаваемых Основными законами Российской империи. Таким образом, не были учтены интересы тех миллионов российских подданных, которые согласно законам (ст.ст. 66, 67) «пользовались свободою веры», не говоря уже об игнорировании интересов «нетерпимых» государством «раскольников» и «сектантов». В итоге решено было допустить в Государственный Совет только представителей Русской церкви: три - от черного, и три - от белого духовенства.

И так, были изданы Манифест 17 октября 1905 года и законодательных актах, изданных в его развитие в конце 1905 – начале 1906 гг.: законе об изменении положения о выборах в Государственную думу (от 11 декабря 1905г.); манифесте об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной думы, а также о новом Учреждении Государственной думы (от 20 февраля 1906г.).[17] Эти законодательные акты стали правовой основой Государственной думы.

Страницы: 1 2 3

Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв.
Со второй четверти XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, длившийся до конца XVII, (Стадная Европа прошла этот этап в Х—ХП вв.). Современная историческая наука рассматривает эпоху феодальной раздробленности как закономерный и прогрессивный по своему содержанию (до того как в нормальное развитие вмешался фактор завоев ...

Новый курс (февраль 1986 г.)
В горбачевское время первые реальные изменения произошли именно во внешней политике. Эта сфера, по сложившейся традиции, контролировалась лично генеральным секретарем. В феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС Горбачев провозгласил новую концепцию внешней политики Советского Союза, названную новым политическим мышлением». Делегаты съезд ...

Пестель в «Союзе благоденствия»
Взамен распущенного «Общественно истинных и верных сынов Отечества» в 1818 году был создан «Союз благоденствия». Он также являлся тайной организацией и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Устав «Союза благоденствия» - «Зеленая книга» - состоял из двух частей, из которых до них дошла лишь первая, в которой ничего не ...