«План финансов» М.М. Сперанского
Страница 1

История » Финансово-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина » «План финансов» М.М. Сперанского

При подготовке реформы Е.Ф. Канкрин обратил особое внимание на работу М.М. Сперанского «План финансов».

В 1809 г. известный в то время государственный деятель М.М. Сперанский по поручению императора занимался подготовкой проекта реорганизации государственного управления империи. «План финансов», предполагавший реформирование финансового управления, занял важное место в разработанной им программе.

«План финансов» состоял из двух частей. Первая включала первоочередные меры, которые следовало провести в 1810 году. Во второй рассматривались принципы организации финансовой системы в целом. Значительное внимание уделялось вопросам государственного бюджета, его сбалансированности.

В плане Сперанского развивалась мысль, что ассигнации, масса которых постоянно растет, превратились в своеобразный налог, с разной степенью тяжести ложившийся на различные части общества. Главные потери от него несли: 1) казна, получавшая фиксированные подати, в сумме которых не компенсировалось падение курса ассигнаций, а расходовавшая все больше из-за повышения товарных цен; 2) все те, кто получал от казны жалованье, пенсионы и другие фиксированные выплаты, так как они выплачивались ассигнациями по их номинальной цене; 3) частные лица, вступившие в договоры и давшие деньги взаймы, так как условия, составленные по одной цене ассигнаций, будут выполняться по другой, значительно понизившейся, поэтому реальная плата будет ниже, чет обусловленная договором. И если такое положение долго сохранится, все части государственного устройства будут расстроены.

Сперанский считал, что для устойчивого улучшения финансов необходимы равновесие в бюджете, бережливость в расходах и упорядочение долгов государства. Прежде всего, следовало добиться сокращения государственных расходов и «привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии», а также прекратить выпуск ассигнаций.

По "Плану финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, которые планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".

После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.

Для постепенного погашения долга правительства по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной комиссией погашения долгов, созданной в том же году по предложению М.М. Сперанского. Однако заем провалился, он был реализован лишь на 3,2 млн. рублей. Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом в стране свободных денежных капиталов долгосрочного вложения. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок размещения долгосрочных облигаций.

Страницы: 1 2

Образование централизованного государства
С.М. Соловьев рассматривал комплекс факторов, определявших создание Московского государства, делая упор на борьбу родового и государственного начал в ментальности русского народа. В.О. Ключевский первоочередную роль в объединении русских земель вокруг Москвы отводил внешнеполитическому фактору — монголо-татарскому игу. Современная истор ...

Порядок заседания и принятия решений
Заседания в летнее время начинались с восходом солнца, когда бояре ехали в Кремль «челом ударить государю», и длились около 7 часов. Затем думные люди с государем шли в церковь к обедне, после чего они возвращались домой и с первым ударом колокола, возвещавшего начало вечерни, заседание Думы возобновлялось и нередко длились до 11 вечера ...

Московское государство в XVI – первой половине XVII в.
Становление и развитие сословно-представительной монархии Социально-экономическое развитие России в XVI в. Реформы 50-х годов и их зна­чение. Формирование сословно-представительной монархии в России. Земские Соборы. Опричнина как чрезвычайный способ форсированной централизации государства. Иван IV (Грозный). “Смутное время” как кризис ...