Военные реформы
Страница 1

Одновременно с реорганизацией центрального и местного государственного аппарата царское правительство осуществляло реорганизацию армии.

Важнейшей составной частью петровских преобразований первой четверти XVIII в. являлось создание регулярной армии и военно-морского флота.

Основными признаками регулярной армии, как известно, являются однообразная система комплектования, единая штатная организация и структура войск; одинаковое вооружение и обмундирование; единая система обучения и боевого применения войск, определяемая уставами; наличие централизованного руководства, управления и снабжения. Целью реформы были прежде всего решение внешнеполитических задач, укрепление могущества империи, поддержка крепостнических порядков и власти дворянства. В ходе военных реформ Петра I была упразднена прежняя военная организация: дворянское, стрелецкое войско и «полки нового строя». Эти полки, позже гвардейские Семеновский, Измайловский, Преображенский, вошли в состав регулярной армии и стали не только ее наиболее боеспособными частями, но и военно-учебными центрами. Что же еще было сделано в ходе военных реформ? Прежде всего была изменена система комплектования армии. С 1697 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из крестьян и горожан определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5—7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20 — 30 лет, а срок службы в армии был пожизненный. В тех исторических условиях рекрутская система комплектования армии была наиболее целесообразной и имела преимущества по сравнению с западноевропейской наемно-вербовочной системой. Комплектуемая из коренного населения страны, русская армия была национальной, однородной, обладала более высокими морально-боевыми качествами, чем наемные армии Европы.

Особое внимание правительство Петра I уделяло формированию национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет (русская традиция). До получения офицерского чина дворянин обязан был десять лет прослужить рядовым в гвардейском или армейском полку. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового. Воинский устав 1716 г. гласил: «Шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии». При Петре I в России создаются учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Одновременно вводилась единая система воинских званий с западноевропейскими характеристиками

и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. К сказанному выше следует добавить, что все, кто получал офицерское звание, становились потомственными дворянами.

Военная реформа устанавливала новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий гарнизонных войск, ландмилиции и иррегулярных частей. Полевая армия включала 2 гвардейских, 5 гренадерских, 35 пехотных, 33 драгунских и 1 артиллерийский полки. Кроме полевой армии в крупных городах размещались гарнизонные войска для поддержания внутреннего порядка и пресечения народных выступлений. Они также выполняли функции запасных войск и резерва для полевых армий, готовили, обучали и поставляли рекрутов. Ландмилиция существовала главным образом на Украине. Она несла военно-пограничную службу и контролировала положение в южных губерниях. К иррегулярным частям, не имевшим четко обозначенной структуры и постоянной организации, относились казачьи и башкирские конные части. Общая численность вооруженных сил России к концу царствования Петра I превышала 220 тыс. человек: из них в полевой армии было 112 тыс., в гарнизонных частях и ландмилиции — 78 тыс., в иррегулярных — примерно 35 тыс. человек.

В структуре вооруженных сил выделялись три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1725г. Из 112 тыс. человек в полевой армии пехоты было 70 тыс., кавалерии — 38 тыс., в артиллерии и инженерных войсках— 4 тыс.человек.

С 1708 г. формируются специальные гренадерские части, куда отбирали наиболее подготовленных, физически крепких солдат. Это были своеобразные штурмовые части. При проведении военных реформ были централизованы органы военного управления. В 1719г. они включали Военную коллегию, ведавшую сухопутными войсками, и Адмиралтейство, управляющее военно-морским флотом. В военное время во главе армии стоял главнокомандующий, который подчинялся императору. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генеральным квартирмейстером. Полевой штаб занимался изучением местности, организацией размещения и передвижения войск, сбором сведений о противнике, подготовкой карт, руководил строительством укреплений.

В рамках реформы проводилось перевооружение. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие — гладкоствольные ружья с ударно-кремневым замком и трехгранным штыком. Кроме того, на вооружение были приняты шпаги, тесаки, гранаты.

Страницы: 1 2

Настроения русской армии в годы Первой Мировой войны. Факторы, влияющие на настроения русской армии в 1914-1917 годах
Обратимся к настроениям, которые присутствовали в русской армии в период 1914-1917 годах. Их также можно условно разделить на две составляющие – на те настроения, которые мели место быть в начале войны и те трансформации, которым они подверглись в 1915-1917 годах. В начале войны атмосфера в армии была, в целом, схожа с настроениями в о ...

Древнее царство
Древнее царство охватывает период около 2700-2400 гг. до н.э. В это время в Египте образовалось первое сильное централизованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных с ...

Боярская дума как высший орган власти централизованного русского государства. Компетенции Боярской Думы
Боярская дума, по определению С.М. Каштанова4, не имела раздельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых ...