«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Страница 1

История » Россия с древних времен и до наших дней » «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Протекавшие в русском обществе противоречивые процессы породили своеобразную внутреннюю политику — политику «просвещенного абсолютизма» (этот термин носит условный характер и заимствован отечественными историками у зарубежных коллег). Временем «просвещенного абсолютизма» называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г.

В роли «просвещенных» монархов выступали прусский король Фридрих II, шведский король Густав III, австрийский император Иосиф II, испанский король Карл III и российская императрица Екатерина II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. В числе этих идей была теория общественного договора Томаса Гоббса, теория разделения властей Шарля Луи Монтескье, взгляды Джона Локка, Иммануила Канта, Франсуа Мари Аруэ (Вольтера), Жан-Жака Руссо и др. Далеко не все историки согласны с тем, что понятие «просвещенный абсолютизм» применимо к деятельности Екатерины II. Некоторые современные западные и отечественные ученые вместо данного термина предпочитают говорить о «просвещенном деспотизме». Не случайно в «Наказе» Уложенной комиссии Екатерина писала: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства».

Реально политика «просвещенного абсолютизма» в России заключалась в стремлении законсервировать существующий строй путем укрепления позиций дворянства, усиления его прав и привилегий. Вместе с тем для «просвещенного абсолютизма» характерны социальная демагогия, либеральная фразеология, использование идей просветителей, из которых исключалась их антифеодальная сущность. Так, проявлением политики «просвещенного абсолютизма было учреждение в 1765 г. Вольного экономического общества, которое ставило цель помочь дворянам в рационализации сельского хозяйства и повышении производительности крепостного труда (иными словами — повысить доходность хозяйства).

Укрепить власть императрицы, поднять ее престиж и Европе, помочь разобраться в расстановке классовых сил призвана была комиссия по составлению проекта нового Уложения, поскольку Уложение 1649 г. устарело. В комиссии участвовали представители различных свободных сословий — 620 человек (45% — дворяне, 35% — депутаты от городов, 20% — депутаты от сельского населения, исключая крепостных крестьян). Комиссия работала с перерывами с июля 1767 г. до декабря 1768 г. Дебаты в комиссии отличались остротой и вскрыли как чаяния различных слоев населения, так и непримиримые противоречия по всем вопросам. А в целом просветительские, «вольтерианские» настроения Екатерины политических последствий не имели. Гораздо больше она преуспела на ниве защиты интересов дворянства и укрепления своей власти. Вступив на престол, она объявила себя преемницей Петра I. В целях укрепления своих позиций она осуществила комплекс мер.

1. Сенат был лишен законодательных прав, разделен на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве) и превратился в обычный бюрократический орган с чисто судебными функциями. Государственный аппарат возглавила непосредственно императрица.

2. Екатерина провела секуляризацию церковных земель, лишив Церковь основы экономического могущества. С 1764 г. у церквей и монастырей было изъято 8 млн. дес. земли и около 1 млн. крестьян. Из 954 монастырей сохранились 385.

3. Как всякий абсолютный монарх, Екатерина считала, что благо народа обеспечивается законами. И в среднем издавала по 12 законов в месяц. Вот лишь некоторые из них:

© в 1763 г. крестьян обязали содержать воинские команды, присылаемые на подавление крестьянских волнений;

© в 1765 г. помещикам дано право отправлять крестьян без суда и следствия на каторгу «на толикое время, на сколько помещики их похотят»;

© по указу 1767 г. любая жалоба крестьян на помещика рассматривалась как ложный донос.

Жалобщика отправляли на каторгу. Сосланные засчитывались как рекруты.

4. В ноябре 1775 г. трехступенчатое административное деление (губерния, провинция, уезд) было заменено двухступенчатым (губерния, уезд). Российская империя была разделена на 50 губерний (вместо 23). В основу деления были положены не географические, исторические или экономические факторы, а число податных жителей. Каждая губерния должна была составлять от 300 до 400 тыс. жителей, а уезд — от 20 до 30 тыс. По закону 2—3 губернии на окраинах страны объединялись в наместничества, которые возглавлялись наместниками или генерал-губернаторами. Административным начальником каждой губернии был губернатор, во главе уезда ставился капитан-исправник.

Страницы: 1 2

Восточный Туркестан
Территории Джунгарии и Восточного Туркестана ныне составляют Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. В период же Нового времени здесь существовало несколько независимых государственных образований, оставивший заметный след в истории Центрально-азиатского региона. В XV в. на Восточный Туркестан распространялась власть династии Великих ...

История развала русской армии в 1917 году
Развал русской армии начался задолго до Февральской революции 1917 г. и явился объективным необратимым результатом краха самодержавия. Уже первые месяцы мировой войны 1914–1918 гг. показали неспособность царизма руководить государством и управлять армией в военной обстановке. Массовые мобилизации самой трудоспособной части населения пр ...

Несчастливое царствование
Император Николай II глубоко уважал своего отца и не стал на первых порах менять его сотрудников. Он расставался с ними только постепенно, но по мере возникновения деловых расхождений. В русском обществе восшествие на престол нового государя породило прежде всего смутную надежду на перемены. В свой речи 17 января 1895г. к земским депу ...