Торговля
Страница 1

Основная забота османских государственных деятелей — следить за тем, чтобы в Империи было достаточно продовольствия и товаров и чтобы не уменьшались доходы государства.

Стамбул являлся главным центром притяжения товаров. Они доставляются и морским путем, но больше по земле: с Балкан их везут на телегах и повозках. В Малой Азии преобладают караваны из лошадей, мулов и верблюдов.

Обеспечение столицы продуктами первой необходимости имело приоритетное значение. До XIX в. пшеница и ячмень привозятся в основном с западных берегов Черного моря. Фрукты, свежие и сушеные, поступают, главным образом, из западной Анатолии и из Фессалии, тогда как мясной скот перегоняют в Стамбул с Балканского полуострова и, значительно меньше, из Анатолии. Потребности столицы в строительном лесе и дровах для отопления удовлетворяет северо-западная Анатолия, где часть лесов зарезервирована для султанских арсеналов. Топленое масло везут в столицу из района степей северного Причерноморья.

С другой стороны, Стамбул импортирует большое количество предметов роскоши и товаров категории люкс, которые поступают с других концов света:

С запада: сукно и шерсть из «Берберии», т.е. Северной Африки, из Майорки, Каталонии, Англии, Бергамы, Флоренции и Франции (Лангедок); скобяные изделия из Центральной Европы; олово и сталь из Англии; бумага и стекло идут из Италии; серебряные монеты также идут из стран Запада.

С востока: пряности, благовония, красители, индийские ткани, китайский шелк и фарфор.

С севера: ценные меха (соболь, куница, горностай, рысь, белка, лиса, бобер), кожа, охотничьи птицы (соколы, ястребы, кречеты), моржовые клыки, амбра с Крайнего Севера и из России; белые рабы, захваченные во время татарских набегов и угнанные с Кавказа и Крыма, южной России.

С юга: золото из Судана и чернокожие рабы.

С другой стороны, Османская империя экспортирует: шерсть, хлопок, кожи, меха, зерно, волокно, красители, пряности, опиум в каплях и растворах, духи, оливковое масло и, с XVI в., йеменский кофе. В некоторых областях текстильного производства наблюдается настоящий расцвет. В XVII— XVIII вв. особенно прогрессируют шелкоткацкие мастерские в Бурсе и фабрики по производству шерсти в Салониках и Сафеде (Галилея); другие отрасли поднимаются в XVII—XVIII вв.: фабрики по производству шерсти и войлока в Болгарии или мохера в районе Анкары. Например, город Воскопое в Албании насчитывает в XVIII в. около двадцати гильдий, часть которых специализируется на производстве грубой шерстяной ткани, экспортируемой в Венецию. В производстве хлопчатобумажной ткани османские промышленники успешно конкурируют с индийскими производителями, наладив выпуск дешевой имитации.

Можно выделить два типа торговли:

—мелкая (розничная) торговля; это область лавочников и гильдий, сбывающих свои товары на крытых рынках (бедестеи, чарши) в городах и на открытых рынках (пазар) в деревнях; ранки работают от одного до нескольких раз в неделю. В Стамбуле и Бурсе есть рынки, специально предназначенные для женщин. Некоторые рынки постепенно превращаются в местные ярмарки (панайир), другие— в центры межрегиональной торговли и даже международного масштаба (как, например, ярмарки Фракии и Фессалии);

— крупная (оптовая) торговля; это сфера крупных торговцев (тюджар, базиргап) — мусульман, христиан и иудеев, уже обладающих капиталами, которым высокопоставленные деятели из политической элиты оказывают содействие путем заключения контрактов и кредитования {мудараба). Самые богатые обязаны своим процветанием торговле предметами роскоши: дорогими тканями, мехами, пряностями, красителями, благовониями.

По крайней мере, с XV в. в империи есть уже и торговый флот. На каждом море преобладает свой тип торгового корабля, но самый распространенный — кайик, его можно видеть и в Эгейском, и в Мраморном морях. На Мраморном море встречается карамюрселъ, судно с полупалубой, тремя парусами и веслами. Есть также махон, большая турецкая галера, иногда в две палубы, с 26 распашными скамьями для гребцов, с одним или двумя латинскими парусами; кирлаигич («ласточка»), изящное и быстроходное судно; галиоты и галионы. Это неполное перечисление показывает большое разнообразие судов, используемых османскими моряками. Эти корабли служат обеспечению Стамбула зерном из Фракии и рисом из Египта, на них также перевозят войска в период конфликтов и паломников, направляющихся в Мекку.

Страницы: 1 2

Начало турецкого книгопечатания
В царствование Ахмеда Ибрагимом Басмаджи была основана первая турецкая типография. Советскими историками показано, что главную роль в основании первой типографии сыграл Ибрагим Мюте-феррика. Однако велика заслуга и сотрудника Мю-теферрики - Мехмеда Сайд-эфенди - сына Йирмисе-киза Мехмед-эфенди, который сопровождал отца в поездке во Фран ...

Голод 1946-1947 годов в Сибири.
Сельское хозяйство Сибири после Великой отечественной войны оказалось в тяжелейшем положении. Из сибирской деревни в военные годы было выжато все до последней капли. Село отдало фронту работников-мужчин, технику, лошадей. В промышленность были мобилизованы тысячи молодых людей. Деревня была обескровлена. Сократились посевные площади, ух ...

Освободительное движение на западноукраинских землях. Положение народных масс и их борьба за социальное и национальное освобождение
Народные массы западноукраинских земель, захваченных Австрийской империей, находились под особенно жестоким феодально-крепостническим гнетом, который обрек бедноту на нужду, голод и вымирание. Свыше четырех пятых своих доходов крестьяне были вынуждены отдавать помещикам, духовенству, государству в форме различных повинностей (дань помещ ...