ТорговляСтраница 1
Основная забота османских государственных деятелей — следить за тем, чтобы в Империи было достаточно продовольствия и товаров и чтобы не уменьшались доходы государства.
Стамбул являлся главным центром притяжения товаров. Они доставляются и морским путем, но больше по земле: с Балкан их везут на телегах и повозках. В Малой Азии преобладают караваны из лошадей, мулов и верблюдов.
Обеспечение столицы продуктами первой необходимости имело приоритетное значение. До XIX в. пшеница и ячмень привозятся в основном с западных берегов Черного моря. Фрукты, свежие и сушеные, поступают, главным образом, из западной Анатолии и из Фессалии, тогда как мясной скот перегоняют в Стамбул с Балканского полуострова и, значительно меньше, из Анатолии. Потребности столицы в строительном лесе и дровах для отопления удовлетворяет северо-западная Анатолия, где часть лесов зарезервирована для султанских арсеналов. Топленое масло везут в столицу из района степей северного Причерноморья.
С другой стороны, Стамбул импортирует большое количество предметов роскоши и товаров категории люкс, которые поступают с других концов света:
С запада: сукно и шерсть из «Берберии», т.е. Северной Африки, из Майорки, Каталонии, Англии, Бергамы, Флоренции и Франции (Лангедок); скобяные изделия из Центральной Европы; олово и сталь из Англии; бумага и стекло идут из Италии; серебряные монеты также идут из стран Запада.
С востока: пряности, благовония, красители, индийские ткани, китайский шелк и фарфор.
С севера: ценные меха (соболь, куница, горностай, рысь, белка, лиса, бобер), кожа, охотничьи птицы (соколы, ястребы, кречеты), моржовые клыки, амбра с Крайнего Севера и из России; белые рабы, захваченные во время татарских набегов и угнанные с Кавказа и Крыма, южной России.
С юга: золото из Судана и чернокожие рабы.
С другой стороны, Османская империя экспортирует: шерсть, хлопок, кожи, меха, зерно, волокно, красители, пряности, опиум в каплях и растворах, духи, оливковое масло и, с XVI в., йеменский кофе. В некоторых областях текстильного производства наблюдается настоящий расцвет. В XVII— XVIII вв. особенно прогрессируют шелкоткацкие мастерские в Бурсе и фабрики по производству шерсти в Салониках и Сафеде (Галилея); другие отрасли поднимаются в XVII—XVIII вв.: фабрики по производству шерсти и войлока в Болгарии или мохера в районе Анкары. Например, город Воскопое в Албании насчитывает в XVIII в. около двадцати гильдий, часть которых специализируется на производстве грубой шерстяной ткани, экспортируемой в Венецию. В производстве хлопчатобумажной ткани османские промышленники успешно конкурируют с индийскими производителями, наладив выпуск дешевой имитации.
Можно выделить два типа торговли:
—мелкая (розничная) торговля; это область лавочников и гильдий, сбывающих свои товары на крытых рынках (бедестеи, чарши) в городах и на открытых рынках (пазар) в деревнях; ранки работают от одного до нескольких раз в неделю. В Стамбуле и Бурсе есть рынки, специально предназначенные для женщин. Некоторые рынки постепенно превращаются в местные ярмарки (панайир), другие— в центры межрегиональной торговли и даже международного масштаба (как, например, ярмарки Фракии и Фессалии);
— крупная (оптовая) торговля; это сфера крупных торговцев (тюджар, базиргап) — мусульман, христиан и иудеев, уже обладающих капиталами, которым высокопоставленные деятели из политической элиты оказывают содействие путем заключения контрактов и кредитования {мудараба). Самые богатые обязаны своим процветанием торговле предметами роскоши: дорогими тканями, мехами, пряностями, красителями, благовониями.
По крайней мере, с XV в. в империи есть уже и торговый флот. На каждом море преобладает свой тип торгового корабля, но самый распространенный — кайик, его можно видеть и в Эгейском, и в Мраморном морях. На Мраморном море встречается карамюрселъ, судно с полупалубой, тремя парусами и веслами. Есть также махон, большая турецкая галера, иногда в две палубы, с 26 распашными скамьями для гребцов, с одним или двумя латинскими парусами; кирлаигич («ласточка»), изящное и быстроходное судно; галиоты и галионы. Это неполное перечисление показывает большое разнообразие судов, используемых османскими моряками. Эти корабли служат обеспечению Стамбула зерном из Фракии и рисом из Египта, на них также перевозят войска в период конфликтов и паломников, направляющихся в Мекку.
Герои Советского Союза
Решение об установлении высшей степени отличия СССР – звания Героя Советского Союза Советским правительством и Коммунистической партией было принято 16 апреля 1934 года. В положении, утвержденном постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 года, говорилось, что звание является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективн ...
Причина смутного времени
Причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван IV, умерший в 1584 г., не оставил сильного преемника. Первого сына, Ивана, он убил в припадке гнева, второй, Федор, был слабоумным, третий, Дмитрий, еще младенцем. Умирая, царь создал при Федоре Иоанновиче (1584-1598) регентский совет, куда входили Б. Я. Бельский, И. П. Шуйский, И. ...
Отступление наваррцев в Элиду. Упадок каталанской компании
Отъезд Рокаберти в Грецию замедлился как потому, что в Испании нелегко было обойтись без этого выдающегося государственного человека, так и потому, что дорогостоящее снаряжение его галер велось с большим нерадением. Афинские и салонские послы давно уже возвратились на родину, а Рокаберти весной 1381 года все еще был в Каталонии. Педро и ...