Торговля
Страница 1

Основная забота османских государственных деятелей — следить за тем, чтобы в Империи было достаточно продовольствия и товаров и чтобы не уменьшались доходы государства.

Стамбул являлся главным центром притяжения товаров. Они доставляются и морским путем, но больше по земле: с Балкан их везут на телегах и повозках. В Малой Азии преобладают караваны из лошадей, мулов и верблюдов.

Обеспечение столицы продуктами первой необходимости имело приоритетное значение. До XIX в. пшеница и ячмень привозятся в основном с западных берегов Черного моря. Фрукты, свежие и сушеные, поступают, главным образом, из западной Анатолии и из Фессалии, тогда как мясной скот перегоняют в Стамбул с Балканского полуострова и, значительно меньше, из Анатолии. Потребности столицы в строительном лесе и дровах для отопления удовлетворяет северо-западная Анатолия, где часть лесов зарезервирована для султанских арсеналов. Топленое масло везут в столицу из района степей северного Причерноморья.

С другой стороны, Стамбул импортирует большое количество предметов роскоши и товаров категории люкс, которые поступают с других концов света:

С запада: сукно и шерсть из «Берберии», т.е. Северной Африки, из Майорки, Каталонии, Англии, Бергамы, Флоренции и Франции (Лангедок); скобяные изделия из Центральной Европы; олово и сталь из Англии; бумага и стекло идут из Италии; серебряные монеты также идут из стран Запада.

С востока: пряности, благовония, красители, индийские ткани, китайский шелк и фарфор.

С севера: ценные меха (соболь, куница, горностай, рысь, белка, лиса, бобер), кожа, охотничьи птицы (соколы, ястребы, кречеты), моржовые клыки, амбра с Крайнего Севера и из России; белые рабы, захваченные во время татарских набегов и угнанные с Кавказа и Крыма, южной России.

С юга: золото из Судана и чернокожие рабы.

С другой стороны, Османская империя экспортирует: шерсть, хлопок, кожи, меха, зерно, волокно, красители, пряности, опиум в каплях и растворах, духи, оливковое масло и, с XVI в., йеменский кофе. В некоторых областях текстильного производства наблюдается настоящий расцвет. В XVII— XVIII вв. особенно прогрессируют шелкоткацкие мастерские в Бурсе и фабрики по производству шерсти в Салониках и Сафеде (Галилея); другие отрасли поднимаются в XVII—XVIII вв.: фабрики по производству шерсти и войлока в Болгарии или мохера в районе Анкары. Например, город Воскопое в Албании насчитывает в XVIII в. около двадцати гильдий, часть которых специализируется на производстве грубой шерстяной ткани, экспортируемой в Венецию. В производстве хлопчатобумажной ткани османские промышленники успешно конкурируют с индийскими производителями, наладив выпуск дешевой имитации.

Можно выделить два типа торговли:

—мелкая (розничная) торговля; это область лавочников и гильдий, сбывающих свои товары на крытых рынках (бедестеи, чарши) в городах и на открытых рынках (пазар) в деревнях; ранки работают от одного до нескольких раз в неделю. В Стамбуле и Бурсе есть рынки, специально предназначенные для женщин. Некоторые рынки постепенно превращаются в местные ярмарки (панайир), другие— в центры межрегиональной торговли и даже международного масштаба (как, например, ярмарки Фракии и Фессалии);

— крупная (оптовая) торговля; это сфера крупных торговцев (тюджар, базиргап) — мусульман, христиан и иудеев, уже обладающих капиталами, которым высокопоставленные деятели из политической элиты оказывают содействие путем заключения контрактов и кредитования {мудараба). Самые богатые обязаны своим процветанием торговле предметами роскоши: дорогими тканями, мехами, пряностями, красителями, благовониями.

По крайней мере, с XV в. в империи есть уже и торговый флот. На каждом море преобладает свой тип торгового корабля, но самый распространенный — кайик, его можно видеть и в Эгейском, и в Мраморном морях. На Мраморном море встречается карамюрселъ, судно с полупалубой, тремя парусами и веслами. Есть также махон, большая турецкая галера, иногда в две палубы, с 26 распашными скамьями для гребцов, с одним или двумя латинскими парусами; кирлаигич («ласточка»), изящное и быстроходное судно; галиоты и галионы. Это неполное перечисление показывает большое разнообразие судов, используемых османскими моряками. Эти корабли служат обеспечению Стамбула зерном из Фракии и рисом из Египта, на них также перевозят войска в период конфликтов и паломников, направляющихся в Мекку.

Страницы: 1 2

История развала русской армии в 1917 году
Развал русской армии начался задолго до Февральской революции 1917 г. и явился объективным необратимым результатом краха самодержавия. Уже первые месяцы мировой войны 1914–1918 гг. показали неспособность царизма руководить государством и управлять армией в военной обстановке. Массовые мобилизации самой трудоспособной части населения пр ...

Губернская реформа 1775г.
В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию – не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатерино ...

Раннее царство
История Раннего царства известна довольно мало. Египетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободн ...