Российская империя в первой половине XIX в.
Страница 2

История » Россия с древних времен и до наших дней » Российская империя в первой половине XIX в.

Таким образом, правительство Александра I практически ничего не сделало для действительного разрешения крестьянского вопроса: положение основной массы крестьянства не улучшилось, и хотя прекратились раздачи государственных крестьян помещикам, крепостное право осталось незыблемым.

В 1810г. «для утверждения единообразия и порядка в государственном управлении» в качестве совещательного органа при особе императора был учрежден Государственный совет в составе министров и лиц, особо назначенных царем, которые должны были рассматривать и предлагать на его утверждение новые законы, уставы и учреждения, касающиеся дел гражданских, военных, финансовых, промышленных и т. д. Торжественное обещание манифеста об учреждении Государственного совета, о намерении в будущем составить новое Уложение (кодекс законов) «совокупным рассмотрением избраннейших сословий» выполнено не было. В целом реформа высших органов государственной власти привела к более согласованным и целеустремленным действиям царской бюрократии, что способствовало укреплению аппарата самодержавия в условиях обострения классовой борьбы в стране и внешнеполитической обстановки.

Политика в области и культуры и образования в первые годы царствования Александра I отличалась некоторыми чертами «просвещенного абсолютизма» предшествовавшего периода. Мероприятия впервые учрежденного в России Министерства народного просвещения диктовались растущими потребностями государства в образованных чиновниках, офицерах армии и флота, в кадрах для казенных и частных предприятий и коммерческого дела. По положению об устройстве низших и средних учебных заведений была принята следующая система — приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Создавались профессиональные учебные заведения — школы практического земледелия, землемеров, лесоводов, акушерские, штурманские, чертежные и картографические, кораблестроительные, живописные и др. Были учреждены первые в России училища для слепых, глухих и немых. Открывались новые университеты. Кроме существовавших в Москве, Дерпте и Вильно, открываются университеты в Харькове и Казани, Педагогический институт в Петербурге, преобразованный в 1811 г. в университет. Продолжали действовать и усовершенствовались Медико-хирургическая академия, Морской и Горный кадетские корпуса, Пажеский корпус для подготовки «благородного юношества» к военной службе; были открыты Институт инженеров водных и сухопутных сообщений, Ярославское училище высших наук (с правами университета), Высшее училище правоведения, Институт повивальных бабок ив 1810 г. знаменитый Царскосельский лицей, в котором получили образование А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, многие декабристы, крупный русский дипломат XIX в. А.М. Горчаков. Так как, по признанию властей, дворянство «менее других приемлет участие» в университетском образовании, предпочитая ему военную службу и учение в привилегированных училищах, в среде профессуры и студентов высшей школы значительно возросла прослойка разночинцев. Университеты пополнялись разночинцами из духовных семинарий, питомцами гимназий и других учебных заведений.

Активно шла работа по подготовке собственных научных кадров, чтобы не ограничиваться приглашением иностранной профессуры. В 1803 г. Академии наук было предоставлено право содержать до 20 воспитанников из студентов, «имеющих постоянную склонность и отменную способность» к наукам, для подготовки их в течение трех лет, к научно-педагогической деятельности по разным специальностям.

Своими выдающимися трудами обогатили науку в первой половине XIX в. в области естествознания профессора М.И. Афонин, П.И. Страхов, И.А. Двигубский, Х.А. Чеботарев, В.К. Аршеневский, медики М.Я. Мудров, Е.В. Мухин, И.Е. Грузинов, востоковед А.В. Болдырев, литературовед А.Ф. Мерзляков.

Под напором неотложных нужд и потребностей жизни правительство вынуждено было в 1803 г. Снять («трет с деятельности «вольных типографий», разрешить открытие ряда ученых обществ — общества математиков, любителей наук, филармонического общества, общества любителей российской словесности и истории и древностей российских при Московском университете, учредить в Петербурге Публичную библиотеку (ныне библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Страницы: 1 2 3

Особенности тактики русского войска в третьем походе Ивана IV Грозного на Казань (1552 г.)
Борьба с Казанским ханством была одной из важнейшие внешнеполитических задач Русского государства. Казанское, Крымское и Астраханское ханства, образовавшиеся на развалинах Золотой Орды, совершали грабительские набеги на русские земли, уводили в плен население (в 1551 г. в Казани находилось более 60 тысяч русских пленных). Татарская опас ...

9 августа - День у мыса Гангут (1714 год)
Гангутское морское сражение произошло в ходе Северной войны (1700-1721 гг.) между русским и шведским флотами 26-27 июля 1714 г. севернее полуострова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Северная война велась за возвращение исконно русских земель, расположенных по берегам Невы и Финского залива. Ее планом на кампанию 1714 г. предусматрива ...

Политический строй России
Российская империя в конце XIX- начале XX вв. представляла собой абсолютную монархию, где вся полнота власти принадлежала императору, который должен был соблюдать закон о престолонаследии (передача престола старшему сыну или старшему по мужской линии). Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями, а флаг представля ...