Культурно-просветительское движение
Страница 1

Активное участие болгар в русско-турецких войнах второй половины XVIII - первой половины XIX в. и их попытки выступить против угнетателей с оружием в руках привели к неутешительным результатам. Репрессии, к которым прибегали османы всякий раз после ухода с Балкан русских войск, ослабляли болгарский народ, вынуждали массы людей эмигрировать в Валахию, Молдавию, Сербию и на юг России. Отчасти в силу этих обстоятельств, отчасти следуя общей логике развития славянского национального Возрождения, усилия болгар в 30 - 50-е гг. XIX в. сосредоточиваются, прежде всего, в сфере образования и просвещения. Главными идеологами и видными организаторами этого этапа культурно-просветительского движения болгар в это время были Петр Берон и Васил Априлов.

Петр Берон (1800 - 1871) происходил из зажиточной семьи жителей города Котел - родины Софрония Врачанского и был одним из первых болгар, получивших европейское образование - вначале в Греции, а затем в Германии, где он в 1831 г. был удостоен степени доктора медицины. Еще в 1824 г. П.Берон составил и издал на новоболгарском языке в трансильванском городе Брашове - одном их традиционных центров болгарской эмиграции - т.н. “Рыбный букварь” (издание было осуществлено на средства болгар - торговцев рыбой). Это был первый болгарский светский учебник, помимо традиционного букварного материала насыщенный сведениями по математике, физике, астрономии, биологии и другим школьным предметам. Букварь предназначался для новой болгарской школы, зарождавшейся прежде всего в болгарской диаспоре, и включал методические советы для учителей, решившихся отказаться от традиционного “келейного” обучения.

“Букварь” П.Берона и вышедшее в 1829 г. историческое сочинение российского слависта Юрия Венелина “Древние и нынешние болгары” подтолкнули к активной деятельности проживавшего в Одессе болгарского коммерсанта и общественного деятеля, врача по образованию В.Априлова (1789 - 1847), Характерно, что большую часть своей жизни, до сорокалетнего возраста Априлов был уверен в том, что культурное развитие болгар возможно только путем их эллинизации и интеграции в греческую культурную среду. После прочтения труда Венелина в 30-е гг. XIX в. он начинает прилагать большие усилия для организации системы новоболгарского образования. В 1835 г. при его активном участии была создана школа в г.Габрове - первое светское заведение в Болгарии, основанное на принципах взаимного обучения. Развернутая организация системы новоболгарского образования была изложена Априловым в его вышедших в России книгах “Заря новоболгарского образования” (1841, дополнена в 1842) и “Мысли о современном болгарском образовании” (1847).

Большой вклад в развитие новоболгарского образования внес еще один уроженец г. Котел Неофит Бозвели (1785 - 1848). В 1835 г. он в соавторстве с составителем и переводчиком с греческого языка многих учебников для болгарской школы Э.Васкидовичем издал в сербском городе Крагуеваце “Славяноболгарское детоводство” - небольшую педагогическую энциклопедию в шести частях. в 40-е гг. XIX в. в Болгарии отрываются первые школы для девочек, а в 1846 г. в г. Копвриштице начинает работать классное училище - первое учебное заведение европейского типа, основанное выпускником одесского Ришельевского лицея Найденом Геровым. К 1856 г. такие школы уже существовали во многих болгарских городах - Пазарджике, Калофере, Пловдиве, Стара Загоре и др. Среди работавших здесь учителей становилось все больше выпускников русских учебных заведений - Ришельевского лицея, Нежинского института, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне. В 50-е гг. XIX в. в Болгарию возвращаются первые питомцы российских университетов в Киеве и Москве, Московской духовной академии. Значительная их часть смогла получить образование благодаря финансовой поддержке русского правительства болгарских благотворительных организаций в Одессе и Москве.

Страницы: 1 2

Сколько их и что их гонит?
Этим тревожным вопросом задавался Владимир Короленко, исследуя психологию самозванства. В самом деле, сколько их было? Трудно сказать. Лженеронов было, по крайней мере, три. Особенно поражало Короленко количество российских самозванцев, заставивших писателя прийти к горестному выводу, что «Россия вообще страна самозванцев». Имеющиеся в ...

Восточный кризис и Русско-Турецкая война 1877-1878 г.
В 70-х гг. XIX в. вновь обострился восточный вопрос. Разложение феодального строя в Османской империи сопровождалось усилением ее зависимости от западноевропейских стран. Проникновение капиталистических отношений сопровождалось усилением грубых форм феодальной эксплуатации, сочетавшихся с жестким национальным и религиозным гнетом балкан ...

Полезные ископаемые и промышленность
Говорить о промышленности в Османской империи до XIX в. конечно нельзя. Здесь более уместен термин «ремесла», за исключением металлургии. а) Металлургия Подземные богатства принадлежат государству, которое передает свои права амилям и назначает управляющих (эмии) для того, чтобы они контролировали и координировали деятельность частных ...