Александр I и идеи либерализации
Страница 1

История » Александр I и идеи либерализации

Появление в Петербурге 13-летнего племянника Марии Федоровны, Евгения Вюртембергского, любовь, которую проявлял к нему Павел, породили слух о намерении Павла объявить его своим наследником. Недоверие к старшим детям сказалось в том, что незадолго до катастрофы Александр и Константин были вторично приведены к присяге. Исполнение давно задуманного плана привело к катастрофе 11 марта 1801 года.

Это событие омрачило все царствование Александра; от душевной раны, нанесенной ему в эту ночь, он не мог оправиться до конца жизни. Он чувствовал себя виновным в том, что уклонился от активной роли, предоставил другим выполнение плана, вследствие чего государственное дело обратилось в ночное предприятие; он не мог не сознавать, что более решительное и активное его поведение спасло бы отца.

Большой отрадой в последние годы жизни Павла была для Александра дружба с "просвещенными людьми" - Новосильцевым, графом Строгановым, князем Чарторыйским, несколько позже с В. П. Кочубеем. Боясь ответственности перед отцом за неисправное состояние воинских частей, коими он командовал, Александр все больше привязывался к Аракчееву, который был руководителем его в делах этого рода и исполнял за него черную работу, подтягивая вверенные Александру части. Одни писали для Александра конституцию, другой подготовлял войска. После катастрофы Аракчеев, непричастный к перевороту, Аракчеев, в верности которого покойному императору сомнений быть не могло, стал еще ближе душе Александра; восторг других и шумная радость народа оскорбляли сыновние чувства Александра.

Он искал опоры вокруг себя и не находил. Во главе правительства стояли лица, самое присутствие которых было неприятно для Александра. Александр, однако, не потерялся: целым рядом гуманных мер он залечил раны прошлого, удалил из Петербурга лиц, причастных к катастрофе, предоставил матери определенный круг дел, окружил ее сыновним почтением. Казалось, для России наступает золотой век. Идя навстречу обществу, он решился произвести коренную реформу. [1]

Заметное распространение либеральных идей имело место во время царствования Александра I. Происходит вызревание либерального сознания в высших, наиболее образованных сферах дворянского общества, и связано оно с такими именами, как Н. С. Мордвинов, М.М. Сперанский. Н.С. Мордвинов, например, выступал за предоставление гражданских прав лицам недворянского происхождения. Результатом распространения таких мыслей и предложений был известный Указ 1801г. о разрешении покупать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам. Мордвинов решительно защищал право частной собственности так, чтобы, никто, даже император, не мог лишить ее человека. Будучи сторонником постепенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, Н. С. Мордвинов считал, что этому должно предшествовать создание статуса свободного человека и гражданина, что возможно лишь при переходе к конституционным формам государственного управления.

Более подробно, конкретно и четко либеральные идеи изложены у М. М. Сперанского в его “Введении к уложению Государственных законов” (1809 г.).

Сперанский считал необходимым законодательное закрепление гражданских свобод, установление прочной конституционно-правовой основы государственной власти и создание правового государства, которое обеспечивает безопасность жизни и имущества человека. Политическими правами Сперанский готов был наделить только собственников. Большую роль он отводил нравственности (совесть основа нравственного порядка), которая должна основываться на религии и “общежительном законодательстве”, изданном властью. М.М. Сперанский не покушался на абсолютизм, но считал, что и над императором должен стоять закон. [2]

Личность Александра действительно становится нам понятна лишь тогда, когда мы вдумываемся в обстоятельства его вос­питания и в его семейную обстановку. Судьба поставила его между бабкой и отцом как предмет ревности и спора. Когда Александр родился, Екатерина взяла его у родителей на свое собственное попечение и сама его воспитывала. Выросши бабушки­ным внуком, Александр не мог, уйти и от влия­ния родителей и понял, какая бездна разделяет большой двор Екатерины и гатчинский круг его отца. Чувствуя на себе любовь и бабки, и Павла, Александр привык делать свет­лое лицо и там, и здесь. Неизбежная привычка к дву­личию и притворству была последствием этого трудного поло­жения. Но умение менять по произволу свое настроение и прятать свои мысли и чувства могло бы стать для Александра удобной привычкой общежития, если бы эта привычка выработалась не в столь тяжких условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирование революционных взглядов. Знакомство с марксизмом
Окончив в 1887 гимназию с золотой медалью, В.И. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. За активное участие в революционном движении студентов в декабре 1887, он был арестован, исключён из университета и выслан в деревню Кокушкино Казанской губернии под негласный надзор полиции. Так семнадцатилетний В.И. Ленин п ...

Советское общество в 30-е гг.
Международное положение в начале 30-х гг. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия. Объективная необходимость модернизации советской экономики и особенности её осуществления. Политика индустриализации. I и II пятилетки. Результаты и социальные последствия индустриализации, выход страны в число наиболее развитых в Ев ...

Система ордынского ига
Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская сте ...