Александр I и идеи либерализации
Страница 4

История » Александр I и идеи либерализации

Нарастание взаимного недоверия и открытой оппозиции создавало атмосферу, малоблагоприятную для преобразований. Задача разработ­ки нового проекта конституции, тем не менее, была поручена импера­тором М.Сперанскому. Александр сформулировал и основную идею плана. Проект “Введения к Уложению государственных законов” (1809) предусматривал разделение власти на три ветви в центральном и в местном управлении; введение европейских норм судопроизводства; расширение политических прав среднего сословия; ликвидацию кре­постного состояния путем постепенного уравнения крестьян в правах с прочими сословиями.

Предложенный М.Сперанским комплекс реформ был и вполне последователен, и достаточно умозрителен. Он ориентиро­вался на введение устоев политической и социальной жизни современ­ной ему Европы, для которых в России начала XIX в. вряд ли созрели условия.

Отличительная черта политики Александра I во время второго тура реформ — отчетливо определившееся стремление сочетать несочетае­мое. Одновременно с возвышением Сперанского в том же 1808 г. в политической элите империи вновь появилась уже достаточно одиозная фигура Аракчеева. Граф был назначен военным министром, и Александр не скрывал, что возвышает его, будучи недо­волен генералитетом русских армий в кампаниях 1805—1807 гг. Но это был и ответ императора оппозиционному обществу. Если раньше Арак­чеев спасал его от гнева непредсказуемого отца, то теперь, очевидно, хотелось заслониться им от недовольства двора, бюрократии, более широких слоев дворянства.

Либеральные проекты Сперанского вызывали растущую оппозицию в правящей элите. К тому же с его именем связывали императорские указы 1809 г. Согласно одному из них придворное звание стало рас­сматриваться как почетное отличие, а не должность с соответствую­щим жалованьем. Другим устанавливалось, что чины коллежского асес­сора и статского советника и выше могли получать либо обладатели университетских дипломов, либо лица, сдавшие особый квалификаци­онный экзамен.

Рост влияния Аракчеева также вызывал озлобление сановных вель­мож. Может быть, ему способствовал факт созыва (еще до подписания мира) фин­ского сейма. Александр подтвердил сейму сохранение традиционных прав и привилегий и даровал новым подданным достаточно либеральную конституцию.

Из всех предложенных Сперанским преобразований государственного управления реализовалось только одно. В 1810 г. был учрежден Государственный совет — законосовещательный орган из лиц, назначаемых царем пожизненно. Это придало законотворчеству черты единения монарха и представителей дворян. От идеи даровать стране конституцию Александр вновь отказался.

Новое возвращение к планам преобразования России относится времени, когда эпоха войн с Наполеоном оказалась позади. Этот приступ отчетливо свидетельствует о том, что желание освободить Россию, как это понималось самим царем, было не сиюминутным капризом, не формой демагогии, а вполне определенным политическим курсом, который возобновлялся всякий раз, когда вызов империи извне несколько ослабевал.

Реформаторский импульс очевиден в даровании конституции царству Польскому, в последовавшем в 1816—1818 гг. безземельном освобождении крепостных в прибалтийских губерниях. В 1818 г. Александр I почти одновременно поручает разработать проект конституции П. Новосильцову и проект освобождения крестьян — Аракчееву. О том, что император продолжал лелеять давние свои планы, косвенно свидетельствует объявленное им в 1819 г. великому князю Николаю Павловичу решение передать тому престол еще при жизни, самому же удалиться от государственных дел через несколько лет, очевидно, после дарования свободы стране.

Годы последнего приступа Александра I к реформированию были одновременно и периодом небывалого влияния Аракчеева, теперь един­ственного любимца и доверенного лица императора, временем быстро­го увеличения военных поселений, в которых (к 1826 г.) оказалась по­мещена треть армии. Они ознаменовались отступлением от прежних принципов в развитии образования, прекращением поисков самим царем универсального христианства и тяготением его к мистицизму преимущественно православного толка.

Внутренняя противоречивость курса стимулировала дальнейший рост оппозиционности в обществе. У одних вызывала страх информа­ция о готовящихся проектах освобождения крестьян и о введении кон­ституции, у других — усиление охранительства в действиях правитель­ства, всевластие “единственного вельможи” Аракчеева.

Страницы: 1 2 3 4 5

Древняя Русь в IX веке. Расселение и занятие древних словян.
К IX веку восточные славяне образовывали племена и племенные союзы, которые в основном назывались по месту их обитания и особенностям ландшафта. Так по берегам озера Ильмень и р. Волхов расселялись ильменские словяне, основавшие Новгород и Псков. В верховьях Днепра расположились кривичи, их будущими городами стали будущие Смоленск и Пол ...

Создание союза СССР
30 декабря 1922 г. в Москве в помещении Большого театра открылся I Всесоюзный съезд советов. Он принял решение о создании Союза ССР, утвердил Декларацию о создании СССР и Союзный Договор. Согласно этим документам четыре советские республики – РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР – образовали единое союзное государство. Договор определял структуру ...

Европейское направление во внешней политике России. Создание военно-политических блоков
После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах. Избегая европейских конфликтов, Англия активизировала колониальные захваты. На арену миров ...