Александр I и идеи либерализацииСтраница 3
Отсюда его отношения к делам и людям. Текущую практику управления предоставляет он опытным чиновникам, выбирая их из старших поколений, из людей “бабушкина века”. С ними он ласков, хотя иногда и не стесняется в отзывах о них за глаза (о гр. П. В. Завадовском: “Он ничтожен, настоящий баран”).
Общие же принципы и задачи управления Александр пытается установить не с этими старыми чиновниками, а с личными своими друзьями, и не в первенствующих учреждениях империи, а в дружеском кружке. В состав этого интимного комитета входят четыре лица: Н. Н. Новосильцев, граф В. П. Кочубей, граф П. А. Строганов и князь Адам Чарторыжский — все четыре малоприкосновенные к служебным делам и все четыре настолько не старые, что заслужили от стариков презрительное наименование “молодых наперсников Александровых”. Влияние этого интимного комитета на дела было настолько ощутительно, что раздражало не принадлежащих к составу комитета сановников и вызывало с их стороны осуждение и даже брань. Однако это не мешало Александру несколько лет управлять с одними, а советоваться с другими лицами. Это и составляло особенность первых лет правления Александра. [3]
Конституционные идеи имели достаточное распространение в дворянской среде начала XIX в. Конституционализм правительственный определился в первые годы царствования Александра в результате обсуждения принципов реформ в кружке “молодых друзей” императора. Исходной теоретической посылкой его стало признание монарха носителем государственного суверенитета. Сам конституционный строй понимался как система правовых и политических гарантий существовавшего порядка от потрясений как сверху, так и снизу. Инициатором, активной силой и гарантом введения конституции должна при этом являться исключительно власть государя. Привлечение общественных сил, их политическая самодеятельность не предусматривались. В последнем прослеживается родство царского конституционализма начала XIX в, с политикой “просвещенного абсолютизма”.
Трижды приступали к решению даровать России конституцию: впервые в 1801—1804 гг.; затем после Тильзитского мира с Наполеоном, в 1808 1811 гг.; наконец, в 1815— 1821 гг., когда полная и окончательная победа над Наполеоном в Европе уже состоялась.
В годы первого приступа к реформам основную роль в разработке содержания и очередности преобразований играл “интимный” круг друзей Александра, приверженных тем же политическим идеалам, что и император: П.Строганов, П.Новосильцов, А.Чарторыйский, В.Кочубей.
В своих обоснованиях они исходили не из сложившейся в России социальной и политической ситуации, а из теоретических представлений о должном ходе дел в стране.
Порядок преобразований предполагали следующий. Сначала реформировать центральную администрацию, которая рассматривалась как инструмент в руках монарха-реформатора. Затем составить свод законов, который установил бы всю систему правоотношений в обществе. И лишь венцом этих усилий должно стать дарование конституции, подготовленной сравнительным изучением всех уже существовавших “Основных законов”. Очертания преобразований определились как грандиозная утопия, что вскоре осознали и сами ее творцы.
Из всего запланированного была проведена лишь реформа центрального ведомственного управления. Она заключалась в замене коллегий министерствами и способствовала дальнейшей централизации бюрократического аппарата.
Впрочем, в первые годы царствования Александра I произошла заметная либерализация общества. Был принят новый цензурный устав, ослабели преследования сектантов (духоборов и молокан), расширилась черта еврейской оседлости; право собственности на землю даровано всем свободным сословиям. Одной из значимых стала реформа школьного дела, в ходе которой сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня. Указом о вольных хлебопашцах (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю за выкуп. Однако главная задача — дарование России конституции — не была реализована.
Это огорчало императора, попытавшегося переключиться на проблемы большой европейской политики и успехами в этой сфере компенсировать разочарования первых лет реформ. Впрочем, виновниками неудач он полагал своих ближайших сподвижников, на которых была возложена основная тяжесть работы над проектами.
В годы второго приступа к реформам (1808—1811) общественная ситуация значительно отличалась от первых лет царствования Александра I. В политической элите, в широких кругах дворянства уже складывалась оппозиция. Она отчетливо проявилась после заключения в Тильзите не только мира, но и союза с Наполеоном. Во главе этой оппозиции стояла сама вдовствующая императрица. Более широкие слои дворянства выражали недовольство в связи с материальными потерями в результате присоединения России к континентальной блокаде Англии.
Аграрная реформа П.А. Столыпина. Идеи,
положенные в основу аграрной реформы
Общеизвестно, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы создать ...
Первая мировая война и крушение монархии
Роковым образом на судьбе российской монархии, лично Николая II и членов императорского дома сказалась Первая мировая война. На начальном этапе войны фигура Николая II стала символом национального единения. На улицах царя встречали необъятные толпы народа под трехцветными знаменами и с его портретами в руках. Он произнес речь, которую з ...
СССР в период правления Никиты Хрущева (1953- 1964 гг.)
Главным содержанием этого этапа стала ожесточенная борьба за власть в партийно-государственной верхушке после смерти И. Сталина.
5 марта 1953 г. фактически к власти пришел «триумвират» в составе Г. Маленкова (предсовмина), Л. Берии (МВД), Н. Хрущева (секретарь ЦК ВКП(б), курировавший кадры). Кроме того, в высшее руководство страны вошл ...