Александр I и идеи либерализации
Страница 3

История » Александр I и идеи либерализации

Отсюда его отношения к делам и людям. Текущую практику управления предоставляет он опытным чиновникам, выбирая их из старших поколений, из людей “бабушкина века”. С ними он ласков, хотя иногда и не стесняется в отзывах о них за глаза (о гр. П. В. Завадовском: “Он ничтожен, настоящий баран”).

Общие же принципы и задачи управ­ления Александр пытается установить не с этими старыми чи­новниками, а с личными своими друзьями, и не в первенству­ющих учреждениях империи, а в дружеском круж­ке. В состав этого интимного комитета входят четыре лица: Н. Н. Новосильцев, граф В. П. Кочубей, граф П. А. Строганов и князь Адам Чарторыжский — все четыре малоприкосновенные к служебным делам и все четыре настолько не старые, что за­служили от стариков презрительное наименование “молодых на­персников Александровых”. Влияние этого интимного комитета на дела было настолько ощутительно, что раздражало не при­надлежащих к составу комитета сановников и вызывало с их сто­роны осуждение и даже брань. Однако это не мешало Александ­ру несколько лет управлять с одними, а советоваться с другими лицами. Это и составляло особенность первых лет правления Александра. [3]

Конституционные идеи имели достаточное распространение в дворянской среде начала XIX в. Конституционализм правительственный определился в первые годы царствования Александра в результате обсуждения принципов реформ в кружке “молодых друзей” императора. Исходной теоретической посылкой его стало признание монарха носителем государственного суверенитета. Сам конституционный строй понимался как система правовых и политических гарантий существовавшего порядка от потрясений как сверху, так и снизу. Инициатором, активной силой и гарантом введения конституции должна при этом являться исключительно власть государя. Привлечение общественных сил, их политическая самодеятельность не предусматривались. В последнем прослеживается родство царского конституционализма начала XIX в, с политикой “просвещенного абсолютизма”.

Трижды присту­пали к решению даровать России конституцию: впервые в 1801—1804 гг.; затем после Тильзитского мира с Наполеоном, в 1808 1811 гг.; наконец, в 1815— 1821 гг., когда полная и окончательная победа над Наполеоном в Ев­ропе уже состоялась.

В годы первого приступа к реформам основную роль в разработке содержания и очередности преобразований играл “интимный” круг дру­зей Александра, приверженных тем же политическим идеалам, что и император: П.Строганов, П.Новосильцов, А.Чарторыйский, В.Кочубей.

В своих обоснованиях они исходили не из сложившейся в России со­циальной и политической ситуации, а из теоретических представлений о должном ходе дел в стране.

Порядок пре­образований предполагали следующий. Сначала реформировать цент­ральную администрацию, которая рассматривалась как инструмент в руках монарха-реформатора. Затем составить свод законов, который установил бы всю систему правоотношений в обществе. И лишь венцом этих усилий должно стать дарование конституции, подготовленной сравнительным изучением всех уже существовавших “Основных зако­нов”. Очертания преобразований определились как грандиозная уто­пия, что вскоре осознали и сами ее творцы.

Из всего запланированного была проведена лишь реформа цент­рального ведомственного управления. Она заключалась в замене кол­легий министерствами и способствовала дальнейшей централизации бюрократического аппарата.

Впрочем, в первые годы царствования Александра I произошла за­метная либерализация общества. Был принят новый цензурный устав, ослабели преследования сектантов (духоборов и молокан), расшири­лась черта еврейской оседлости; право собственности на землю даро­вано всем свободным сословиям. Одной из значимых стала реформа школьного дела, в ходе которой сложилась довольно стройная система образовательных учреждений разного уровня. Указом о вольных хле­бопашцах (1803) дворяне получили право отпускать своих крепостных на волю за выкуп. Однако главная задача — дарование России конституции — не была реализована.

Это огорчало императора, попытавшегося пере­ключиться на проблемы большой европейской политики и успехами в этой сфере компенсировать разочарования первых лет реформ. Впро­чем, виновниками неудач он полагал своих ближайших сподвижников, на которых была возложена основная тяжесть работы над проектами.

В годы второго приступа к реформам (1808—1811) общественная ситуация значительно отличалась от первых лет царствования Алек­сандра I. В политической элите, в широких кругах дворянства уже скла­дывалась оппозиция. Она от­четливо проявилась после заключения в Тильзите не только мира, но и союза с Наполеоном. Во главе этой оппозиции стояла сама вдовствующая императ­рица. Более широкие слои дворянства выражали недовольство в связи с материальными потерями в результате присоединения России к кон­тинентальной блокаде Англии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Структура сухопутных войск и управление ими
Одновременно с вопросом комплектования войска разрешался вопрос и об организации и устройстве войск. Прежняя организация уже изжила себя, это было ясно видно после азовских походов. Нужно было установить единую организацию всей полевой армии. Первоначальную организацию полевая армия получила в 1699 г. Войска были сведены в три генеральс ...

Боярская Дума как сословный орган
Первоначально Боярская Дума была консультативным боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые п ...

Биография Наполеона I
Наполеон I (Napoleon Bonaparte, Buonaparte) (15 августа 1769, Аяччо - 5 мая 1821), французский император в 1804-14 и в марте-июне 1815. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции (достигнув чина бригадного генерала) и при Директории (командующи ...