Отечественная война 1812 г.
Страница 7

Из 131 осужденного 5 человек были казнены (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский), 88 человек сосланы на каторгу, 18 отправлены на поселение в Сибирь. Солдаты, принявшие участие в восстании, также были жестоко наказаны.

Причинами поражения декабристов являлись неподготовленность и несогласованность действий, отсутствие работы по пропаганде своих взглядов в разных слоях общества, неподготовленность общества к преобразованиям, которые пыталось осуществить восстание. Революционеров-дворян было мало. Они хотели совершить революцию без участия народа и погибли.

Славянофилы и западники

В 1830—1840-х гг. в среде студенчества, разночинной интеллигенции, в дворянских салонах велись споры о путях развития России. Их философской основой были труды Шеллинга, Фихта, Гегеля. В 1840-х гг. формируются два основных либеральных направления общественной мысли: славянофилы и западники.

Славянофилы

(А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др.) предлагали свою концепцию развития России. С их точки зрения, Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. В основе русской истории — община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепила способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее. Государственная власть, призванная извне (славянофилы были решительными сторонниками норманнской теории), опекала русский народ, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. В результате реформ Петра I это гармоничное устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. В те же годы государство приобрело деспотический характер, совершенно перестав считаться с народом. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство русского народа, а для этого следует отменить крепостное право. Затем, сохраняя самодержавный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную связь между государством и народом. Мечтали они и о возрождении земских соборов.

Западники

(Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Е.Ф. Корш и др.) исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути — единственно возможному для цивилизованной страны. Россия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого. Движение в «западном направлении» неизбежно должно привести к переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили западные страны: к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Таким образом, создавая различные концепции развития России, представители различных точений 1830— 1840-х гг. действовали, по сути, в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те задачи, с решением которых должен был начаться второй выход России из кризиса.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Упадок буддизма и торжество индуизма
Первые века I тысячелетия были временем массового распространения в Индии буддизма, а также джайнизма, занявшего наиболее прочные позиции в Южной Индии. Однако ни одно из течений буддизма, ни джайнизм не могли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые для древности мы объединяем под названием б ...

День третий 8 апреля
Третий, и предпоследний, день штурма точнее всего можно оха­рактеризовать одним словом — агония. Еще ночью гитлеровская верхушка предприняла отчаянную по­пытку вырваться из разрушенного, пылающего города и пробиться в Пиллау, откуда уходили отдельные суда в Гамбург. Во внутреннем дворе одного из городских фортов было сосредоточено неск ...

Введение.
Роль человека, о котором я хочу рассказать, огромна в истории России. Он является той личностью, которую «из истории не выкинешь», как «слова из песни». Александр Невский является существенным звеном цепи истории, определяющей историческое развитие России и ее положение в мире, среди различных государств, держав и ханств. Александр Нев ...