Отечественная война 1812 г.
Страница 7

Из 131 осужденного 5 человек были казнены (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский), 88 человек сосланы на каторгу, 18 отправлены на поселение в Сибирь. Солдаты, принявшие участие в восстании, также были жестоко наказаны.

Причинами поражения декабристов являлись неподготовленность и несогласованность действий, отсутствие работы по пропаганде своих взглядов в разных слоях общества, неподготовленность общества к преобразованиям, которые пыталось осуществить восстание. Революционеров-дворян было мало. Они хотели совершить революцию без участия народа и погибли.

Славянофилы и западники

В 1830—1840-х гг. в среде студенчества, разночинной интеллигенции, в дворянских салонах велись споры о путях развития России. Их философской основой были труды Шеллинга, Фихта, Гегеля. В 1840-х гг. формируются два основных либеральных направления общественной мысли: славянофилы и западники.

Славянофилы

(А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др.) предлагали свою концепцию развития России. С их точки зрения, Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. В основе русской истории — община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепила способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее. Государственная власть, призванная извне (славянофилы были решительными сторонниками норманнской теории), опекала русский народ, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. В результате реформ Петра I это гармоничное устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. В те же годы государство приобрело деспотический характер, совершенно перестав считаться с народом. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство русского народа, а для этого следует отменить крепостное право. Затем, сохраняя самодержавный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную связь между государством и народом. Мечтали они и о возрождении земских соборов.

Западники

(Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Е.Ф. Корш и др.) исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути — единственно возможному для цивилизованной страны. Россия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого. Движение в «западном направлении» неизбежно должно привести к переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили западные страны: к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Таким образом, создавая различные концепции развития России, представители различных точений 1830— 1840-х гг. действовали, по сути, в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те задачи, с решением которых должен был начаться второй выход России из кризиса.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

1 декабря -День победы
Крымская война (1853-1856 гг.) между Россией и коалицией стран, в которую входили Великобритания, Франция и Турция, была порождена столкновением интересов в бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах. Это было время формирования новых империй - Британской, Французской и Российской. Великобритания и Франция решили расширить свои кол ...

Стамбул
Константинополь, называемый турками Константинией, или Стамбулом, которому они дают еще и поэтические названия, как "Счастливое место" (Аси-тапе-и Саадет) или "Порог счастья" (Дер-и Саадет), имеет исключительно выгодное географическое расположение: скалистым выступом он нависает над входом в бухту Золотой Рог; напрот ...

Значение Боярской думы в государственном управлении России в XV-XVI вв.
XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельности Боярской Думы. Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению. Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами ни ...