Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви
Страница 3

История » Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в. » Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви

Поисками и исследованием болгарских исторических памятников и фольклорных произведений в 1844 - 47 гг. занимался русский ученый В.Григорович, под руководством которого получил первоначальную исследовательскую подготовку будущий собиратель и издатель болгарского народного творчества Димитр Миладинов. Сбор и исследование памятников болгарской народной культуры составляли часть многосторонней и интенсивной деятельности выдающегося болгарского поэта и просветителя П.Р.Славейкова, но его собрание народных песен не было издано и погибло во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

С распространением грамотности среди болгарского населения росла потребность в чтении художественной литературы но родном языке. В первой половине XIX в. она удовлетворялась в основном за счет переложения на болгарский язык греческих, русских, сербских немецких, французских и английских произведений с соответствующими изменениями имен, колорита, реалий обстановки (“оболгаривание”). Так, повесть Н.М.Карамзина “Наталья, боярская дочь” под пером П.Р.Славейкова превратилась в рассказ из средневековой болгарской жизни под названием “Невянка, болярская дочь”, а известный болгарский просветитель И.Богоров сделал доступным для болгарского читателя знаменитый роман Д.Дефо под названием “Чудеса Робена сына Крусо”.

Развитие собственно болгарской новой литературы шло через просветительскую деятельность, через ожесточенные споры о литературном языке и его нормах и первоначально было отягощено как сильными внешними влияниями, ведшими к рабскому подражательству греческим и русским образцам, так и избыточными нравоучительностью и политизацией, которые не способствовали росту художественных достоинств текстов. Первой болгарской поэмой, где на передний план выходила любовная история, лишенная политических акцентов, было произведение Н.Герова “Стоян и Рада” (1845). Вскоре новая болгарская поэзия пополнилась любовной и пейзажной лирикой П.Р.Славейкова и патриотическими стихами Д.Чинтулова, перелагавшимися на музыку и распространявшимися по всей стране любимыми в народе песнями.

Культура болгарского национального Возрождения была открыта и для взаимодействия с современной ей европейской культурой. Наряду с литературными и художественными влияниями, к середине XIX века можно отметить проникновение европейских образцов в бытовую культуру болгар. Непременным атрибутом зажиточного городского жилища становится оформленный в “европейском стиле” уголок - “алафранга”. Впоследствии это название распространилось и на воспринятую болгарами и другими христианскими подданными Турции европейскую моду в одежде.

Таким образом, новая болгарская культура выражала качественно иную степень развития болгарской нации: ее окрепнувшее национальное самосознание, широкие контакты со славянским и европейским миром, сохраняя при этом преемственность от богатого культурного наследия средневековой Болгарии, бережно сохраненного в годы османского ига.

Страницы: 1 2 3 

Самодержавный либерал. Внутренняя политика Александра I. Реформа высших органов управления
Первые государственные шаги молодого императора дали основание А.С. Пушкину определить начало XIX в. как «дней Александровых прекрасное начало». Было проведено широкое помилование заключенных. Русские войска, направленные в Индию, были отозваны на родину. В армии были восстановлены названия старых полков и возвращена русская униформа. М ...

Музыкальное, театральное, изобразительное искусство
Мелодии украинских народных песен легли в основу музыкальных произведений украинских и русских композиторов. Великий русский композитор М. И. Глинка, находясь на Украине, обратил внимание на природную одаренность одного из юношей и повез его в Петербург, где начал обучать музыкальному искусству. Это был С. С. Гулак-Артемовскцй — известн ...

Начало 15 века
Сын Мурада Баязет (1389-1402) женился на дочери Лазаря и этим приобрёл формальное право вмешиваться в решение династических вопросов в Сербии (когда Стефан, сын Лазаря, умер без наследников). В 1393 г. Баязет взял Тырново (он задушил болгарского царя Шишмана, сын которого спасся от гибели принятием ислама), завоевал всю Болгарию, Валахи ...