Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви
Страница 3

История » Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в. » Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви

Поисками и исследованием болгарских исторических памятников и фольклорных произведений в 1844 - 47 гг. занимался русский ученый В.Григорович, под руководством которого получил первоначальную исследовательскую подготовку будущий собиратель и издатель болгарского народного творчества Димитр Миладинов. Сбор и исследование памятников болгарской народной культуры составляли часть многосторонней и интенсивной деятельности выдающегося болгарского поэта и просветителя П.Р.Славейкова, но его собрание народных песен не было издано и погибло во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

С распространением грамотности среди болгарского населения росла потребность в чтении художественной литературы но родном языке. В первой половине XIX в. она удовлетворялась в основном за счет переложения на болгарский язык греческих, русских, сербских немецких, французских и английских произведений с соответствующими изменениями имен, колорита, реалий обстановки (“оболгаривание”). Так, повесть Н.М.Карамзина “Наталья, боярская дочь” под пером П.Р.Славейкова превратилась в рассказ из средневековой болгарской жизни под названием “Невянка, болярская дочь”, а известный болгарский просветитель И.Богоров сделал доступным для болгарского читателя знаменитый роман Д.Дефо под названием “Чудеса Робена сына Крусо”.

Развитие собственно болгарской новой литературы шло через просветительскую деятельность, через ожесточенные споры о литературном языке и его нормах и первоначально было отягощено как сильными внешними влияниями, ведшими к рабскому подражательству греческим и русским образцам, так и избыточными нравоучительностью и политизацией, которые не способствовали росту художественных достоинств текстов. Первой болгарской поэмой, где на передний план выходила любовная история, лишенная политических акцентов, было произведение Н.Герова “Стоян и Рада” (1845). Вскоре новая болгарская поэзия пополнилась любовной и пейзажной лирикой П.Р.Славейкова и патриотическими стихами Д.Чинтулова, перелагавшимися на музыку и распространявшимися по всей стране любимыми в народе песнями.

Культура болгарского национального Возрождения была открыта и для взаимодействия с современной ей европейской культурой. Наряду с литературными и художественными влияниями, к середине XIX века можно отметить проникновение европейских образцов в бытовую культуру болгар. Непременным атрибутом зажиточного городского жилища становится оформленный в “европейском стиле” уголок - “алафранга”. Впоследствии это название распространилось и на воспринятую болгарами и другими христианскими подданными Турции европейскую моду в одежде.

Таким образом, новая болгарская культура выражала качественно иную степень развития болгарской нации: ее окрепнувшее национальное самосознание, широкие контакты со славянским и европейским миром, сохраняя при этом преемственность от богатого культурного наследия средневековой Болгарии, бережно сохраненного в годы османского ига.

Страницы: 1 2 3 

«Верховники» (1730)
На сей раз разразился настоящий династический кризис, ибо прямых потомков Романовых по мужской линии не осталось. Правда, был мальчик, родившийся в 1728 году от брака дочери Петра I Анны с герцогом Голштинским — Карл Петер Ульрих. Другим претендентом на престол была цесаревна Елизавета Петровна, вторая дочь Петра Великого. Именно к Анне ...

Личность Е.Ф. Канкрина. Краткая биография
Немец по происхождению, Егор Францевич Канкрин все свои знания и силы отдал России, ставшей для него родиной. Приехав в 1797 г. в Россию, где тогда служил его отец, он вынужден был добывать себе средства к существованию разными способами и нередко терпел нужду. Карьера Канкрина началась в 1800 г. с должности помощника управляющего Старо ...

Торговля
Основная забота османских государственных деятелей — следить за тем, чтобы в Империи было достаточно продовольствия и товаров и чтобы не уменьшались доходы государства. Стамбул являлся главным центром притяжения товаров. Они доставляются и морским путем, но больше по земле: с Балкан их везут на телегах и повозках. В Малой Азии преоблад ...