Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви
Страница 1

История » Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в. » Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви

Подъем национального самосознания болгар в 20-50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национального движения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации. Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под русским протекторатом в русско-турецких войнах первой трети столетия актуальной становится задача создания самостоятельной болгарской церкви. После ликвидации Тырновской патриархии в конце XIV в. болгарские епархии были подчинены Константинопольской патриархии, имевшей в Османской империи статус представительницы интересов православного населения перед султаном. Это положение соответствовало как системе этнополитической организации Турции, население которой было разделено на конфессиональные общности - миллеты, так и интересам балканских православных народов, вместе переносившим тяготы османского ига и противостоявшим идейно-культурному натиску со стороны исламского государства.

При этом в силу традиции, подкрепленной политическими привилегиями, греческое духовенство занимало ведущее положение в иерерхии болгарских земель, а культурное влияние греков на болгар постоянно росло. После образования самостоятельного Греческого государства в 1830 г. греческое население Османской империи, и не в последнюю очередь греческое духовенство, испытывало большой подъем национального духа. В это время была сформулирована в качестве официальной н.т. “Великая идея”, по сути отражавшая собой грандиозные мечтания греческой национальной элиты о восстановлении Византийской империи в границах XI - XII вв. Центральное место в этих планах занимала Константинопольская патриархия, резко усилившая духовный натиск на болгарское население через греческих епископов.

Отдельные конфликты болгарского населения с греческими епископами имели место еще в начале XIX в. В 1824 г. жители г. Врацы во главе с Д.Хаджитошевым изгнали из города греческого владыку Мефодия, в 1829 г. аналогичный случай произошел в г. Самокове. Наиболее острым и масштабным стал конфликт между тырновчанами и греческим митрополитом Панаретом в 1838 г., получивший большой отклик в болгарских землях. Годом позже возникают и легальные возможности для борьбы за самостоятельную болгарскую церковь. В 1839 г. османское правительство издает т.н. Гюльханейский хатт-и-шериф - султанский указ о равноправии всех подданных империи, ставший одним из центральных постановлений торжественно провозглашенной эпохи реформ - Танзимата. Хотя провозглашенные в нем права по большей части оставались фикцией, хатт-и-шериф давал болгарам законное основание подать правительству петицию о решении некоторых назревших проблем, в том числе о замене Панарета болгарским митрополитом Неофилом Бозвели - видным деятелем национального Возрождения. Однако турецкие власти приняли сторону греков и отказали тырновчанам. Отказ еще более всколыхнул болгар уже не только в Тырновской епархии, но и в других болгарских землях, а также в крупных центрах диаспоры.

Во главе движения за равные права болгар и греков в конфессиональной сфере встали видные представители болгарского духовенства, игравшие большую роль в деле национального Возрождения - Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский. Их главными противниками были т.н. фанариоты (букв. выходцы из стамбульского квартала Фанар - влиятельные в Османской империи столичные греки, из среды которых столетиями формировалась и иерархия константинопольской патриархии, и немногочисленная православная знать турецкого государства). По несправедливому обвинению последних Н.Бозвели был отправлен в ссылку в Хилендарский монастырь на Афоне и провел там четыре года. В 1844 - 1845 гг. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь перемещается в османскую столицу, многочисленное и влиятельное болгарское население которой становится главной опорой движения. Его программа была сформулирована в прошениях, которые направили в это время султану Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский, и сводились к следующему: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать строго определенное вознаграждение за службу; богослужение должно отправляться на болгарском языке; болгарам следует иметь в Стамбуле своих церковных представителей при султане, храм, школы и газету. Хотя новая петиция дорого стоила ее авторам - они были вновь сосланы на Афон, где Неофит Бозвели и умер в 1848 г. - отдельные ее требования были удовлетворены османским правительством, заинтересованным в разжигании болгаро-греческого конфликта.

Страницы: 1 2 3

Тобольское заключение после Октябрьского переворота.
Об октябрьской революции Тобольск узнал лишь через две недели после переворота, сущность же происходивших событий была им уяснена гораздо позже. Объяснялось это общеполитической обстановкой того момента. Долгое время аппарат связи – телеграф и железные дороги – находился под влиянием организаций, бывших против большевиков. ,,Викжель” – ...

Римские традиции сакрализации власти и культа личности
Первые трещины в системе римской религии стали появляться не в результате проникновения чужеземных культов, а в результате новой позиции той части знати, которая была известна как филэллины. Среди филэллинов значительно усилились аристократические тенденции и появились зачатки если не культа Героя, «сильной личности», то чрезвычайное к ...

Военная организация феодально-вотчинной Руси XIII–XIV вв.
Развитие феодальных отношений, рост экономического и политического могущества отдельных земель привели к окончательному распаду единого Древнерусского государства. Наступил период феодальной раздробленности. Расширялись ряды класса феодалов. Усиливалось закабаление крестьян, многие из которых превращались в холопов. В городах и селах об ...