Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви
Страница 1

История » Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в. » Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви

Подъем национального самосознания болгар в 20-50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национального движения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации. Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под русским протекторатом в русско-турецких войнах первой трети столетия актуальной становится задача создания самостоятельной болгарской церкви. После ликвидации Тырновской патриархии в конце XIV в. болгарские епархии были подчинены Константинопольской патриархии, имевшей в Османской империи статус представительницы интересов православного населения перед султаном. Это положение соответствовало как системе этнополитической организации Турции, население которой было разделено на конфессиональные общности - миллеты, так и интересам балканских православных народов, вместе переносившим тяготы османского ига и противостоявшим идейно-культурному натиску со стороны исламского государства.

При этом в силу традиции, подкрепленной политическими привилегиями, греческое духовенство занимало ведущее положение в иерерхии болгарских земель, а культурное влияние греков на болгар постоянно росло. После образования самостоятельного Греческого государства в 1830 г. греческое население Османской империи, и не в последнюю очередь греческое духовенство, испытывало большой подъем национального духа. В это время была сформулирована в качестве официальной н.т. “Великая идея”, по сути отражавшая собой грандиозные мечтания греческой национальной элиты о восстановлении Византийской империи в границах XI - XII вв. Центральное место в этих планах занимала Константинопольская патриархия, резко усилившая духовный натиск на болгарское население через греческих епископов.

Отдельные конфликты болгарского населения с греческими епископами имели место еще в начале XIX в. В 1824 г. жители г. Врацы во главе с Д.Хаджитошевым изгнали из города греческого владыку Мефодия, в 1829 г. аналогичный случай произошел в г. Самокове. Наиболее острым и масштабным стал конфликт между тырновчанами и греческим митрополитом Панаретом в 1838 г., получивший большой отклик в болгарских землях. Годом позже возникают и легальные возможности для борьбы за самостоятельную болгарскую церковь. В 1839 г. османское правительство издает т.н. Гюльханейский хатт-и-шериф - султанский указ о равноправии всех подданных империи, ставший одним из центральных постановлений торжественно провозглашенной эпохи реформ - Танзимата. Хотя провозглашенные в нем права по большей части оставались фикцией, хатт-и-шериф давал болгарам законное основание подать правительству петицию о решении некоторых назревших проблем, в том числе о замене Панарета болгарским митрополитом Неофилом Бозвели - видным деятелем национального Возрождения. Однако турецкие власти приняли сторону греков и отказали тырновчанам. Отказ еще более всколыхнул болгар уже не только в Тырновской епархии, но и в других болгарских землях, а также в крупных центрах диаспоры.

Во главе движения за равные права болгар и греков в конфессиональной сфере встали видные представители болгарского духовенства, игравшие большую роль в деле национального Возрождения - Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский. Их главными противниками были т.н. фанариоты (букв. выходцы из стамбульского квартала Фанар - влиятельные в Османской империи столичные греки, из среды которых столетиями формировалась и иерархия константинопольской патриархии, и немногочисленная православная знать турецкого государства). По несправедливому обвинению последних Н.Бозвели был отправлен в ссылку в Хилендарский монастырь на Афоне и провел там четыре года. В 1844 - 1845 гг. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь перемещается в османскую столицу, многочисленное и влиятельное болгарское население которой становится главной опорой движения. Его программа была сформулирована в прошениях, которые направили в это время султану Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский, и сводились к следующему: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать строго определенное вознаграждение за службу; богослужение должно отправляться на болгарском языке; болгарам следует иметь в Стамбуле своих церковных представителей при султане, храм, школы и газету. Хотя новая петиция дорого стоила ее авторам - они были вновь сосланы на Афон, где Неофит Бозвели и умер в 1848 г. - отдельные ее требования были удовлетворены османским правительством, заинтересованным в разжигании болгаро-греческого конфликта.

Страницы: 1 2 3

Россия в 1907 – 1917гг.
Становление российского парламентаризма На фоне изменений в мире к началу XX в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России, сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При цар ...

Внешняя политика Анны Ивановны
Иностранцы много внимания обращали на армию и на флот. Эрнст Миних и его отец Христофор Миних, так как служили в российской армии, то описывали войны и устройство армии. В армии и флоте, во многих полках офицеров брали только иностранных. Анна считала, что хорошими командирами могут быть только иностранцы. «Пехотный полк не из настоящих ...

Идейная эволюция Наполеона
Когда будущий полководец поступил в кадетскую школу в Бриене (1779), уже с этих пор он В 1779 году судьба направила будущего полководца в кадетскую школу в Бриенне. Уже с этих пор замечено пристрастие молодого Бонапарта к истории. Уцелевшие тетради его записей показывают, с какой тщательностью Наполеон изучал, делая выписки, синтезируя ...