Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви
Страница 2

История » Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в. » Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви

С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, а в 1849 г. в доме знатного болгарина Стефана Богориди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта церковь св.Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле были признаны права отдельной епархии во главе с епископом. Первые успехи в борьбе за самостоятельную церковь, достигнутые несмотря на ожесточенное сопротивление фанариотов, вызвали большой резонанс в болгарских землях. С 1851 г., когда 24 мая в Пловдиве известный деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование св. Кирилла и Мефодия, болгарский народ получил первый национальный праздник, отмечая который болгары могли дать выход своим патриотическим чувствам.

Формирование болгарской нации и социальная дифференциация болгарского общества создали новую культурную среду, которая сочетала сохраненные под османским игом традиционные ценности и новации, порожденные изменившейся исторической обстановкой и активизировавшимися связями с другими славянскими и европейскими народами. Сформировалась как особый социальный слой новоболгарская интеллигенция - главный творец культуры болгарской нации и выразительница ее духовных интересов. Ее усилиями создается институциональная система новоболгарской культуры, объединяющая школы нового типа и читалища, периодическую печать и издательскую деятельность, благотворительные и национально-церковные кружки и общества.

Одна из отличительных черт болгарской культуры раннего национального Возрождения - внесение патриотических мотивов в традиционные культурные ценности. Так, национально-патриотическую трактовку получают памятники средневековой агиографии (Жития св. Ивана Рильского, св. Параскевы-Петки и др.), переписываемые, переиздаваемые и пересказываемые болгарскими просветителями. 30 - 40-е гг. XIX в. становятся временем нового расцвета болгарских монастырей, получающих богатые и массовые пожертвования местного населения. В тридцатые гг. XIX в. заново отстраивается Рильский монастырь, величественные стены и здания которого как бы символизируют возрождение болгарского народа, возводятся и расписываются новые храмы в Бачковском и Троянском монастырях. Расцвет церковной росписи и иконописания этого времени выразился в формировании самобытных художественных школ. Семейный характер носила Самоковская художественная школа, основанная в конце XVIII в. иконописцем Христо Димитровым. Его сыновья Захарий и Димитр (оба носили почетное прозвание Зограф, т.е. живописец) не только оставили блестящий след в стенописях крупнейших монастырей Болгарии, но и стали основоположниками портретной живописи Болгарского национального Возрождения. Эту традицию развил и продолжил еще один представитель Самоковской школы - внук Х.Димитрова - Ст.Доспевский.

Художественные произведения в 30 - 40-е гг. XIX в. выходят за пределы церквей и монастырей , перестают быль монополией богатых домов и проникают в жилища простых болгар. Особое распространение получаю гравюры, печатавшиеся в типографии Николы Карастоянова, также тесно связанной с Самоковской живописной школой. Их излюбленные сюжеты составляли образы болгарских святых, получившие новую патриотическую интерпретацию в живописи национального Возрождения. Традиции светского характера набирают силу и в болгарской архитектуре. В первой половине XIX в. складывается тип городского зажиточного дома - солидной двухэтажной постройки со множеством комнат, богато украшенных деревянными резными потолками и мебелью как в восточном, так и в европейском стиле. Одним из ведущих мастеров-зодчих болгарского национального Возрождения был Н.Фичев (Кольо Фичето), возведенные им здания и мосты сохранились в Тырново, Габрове, Карлове и других городских центрах.

Еще одна особенность культуры этого времени - ее тесные связи с другими славянскими культурами. Первыми издателями средневековых болгарских литературных памятников стали русский славист К.Ф.Калайдович и словак П.Шафарик, первые печатные тексты болгарских народных песен увидели свет в сборниках сербского фольклора, составленных В.Караджичем. Многие будущие активные деятели болгарского национального Возрождения черпали знания и вдохновение из трудов закарпатского русина Ю.Венелина - автора первого исторического исследования о болгарах, собирателя и исследователя болгарского народного творчества. После смерти российского ученого болгары воздвигли на его могиле памятник с эпитафией: “Напомнил свету о забытом, но некогда могущественном племени болгар и пламенно желал видеть его возрождение”. Уже в 40 -е гг. XIX в. усилиями получившего образование и работавшего в России болгарского историка Спиридона Палаузова создаются первые научные труды по истории Болгарии, выдержанные в духе академических традиций и лишенные романтических преувеличений, характерных в целом для исторической мысли Болгарского национального Возрождения.

Страницы: 1 2 3

Российская империя в первой половине XIX в.
В начале XIX в. Российская империя оставалась феодально-абсолютистской, самодержавной. Вся верховная власть в стране принадлежала одному лицу — императору. В ночь на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота был убит Павел I. Императором стал его старший сын Александр I (1801 — 1825), который прежде всего хотел показать дворя ...

Разгром гитлеровских войск под Курском
Рано утром 3 августа на обоих фронтах началась артиллерийская подготовка атаки. В 8 часов по общему сигналу артиллерия перенесла огонь в глубину боевых порядков противника. Прижимаясь к ее огневому валу, танки и пехота Воронежского и Степного фронтов перешли в атаку. На Воронежском фронте войска 5-й гвардейской армии к полудню продвинул ...

Страны йоруба
Во время захвата Лагоса йорубская держава Ойо переживала период глубокого политического кризиса, который привел к ее распаду. Для Великобритании сложилась благоприятная ситуация по захвату районов нижнего Нигера. Раздробленные и ослабленные междоусобными войнами, города-государства йоруба пытались в одиночку противостоять английскому вт ...