Перестройка в СССР, в 1985-1991 гг.
Страница 4

История » Россия с древних времен и до наших дней » Перестройка в СССР, в 1985-1991 гг.

• осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозрасчет и самофинансирование;

• перестроить организационные структуры управления в центре и на местах с целью повышения его эффективности;

• обеспечить развитие кооперативного движения, разнообразных форм подряда и аренды;

• выполнить программу финансового оздоровления народного хозяйства (реформа ценообразования, наведение порядка в бюджете, финансово-кредитной системе, деятельности банков).

Государственная политика в экономической сфере осуществлялась в три этапа: первый (1985 — 1986) — попытка вывести хозяйство из состояния стагнации с помощью политики «ускорения»; второй (1987— 1988) — попытка осуществления радикальной реформы управления экономикой; третий (1989—1991) —попытка глубокой реформы хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и перехода к рыночным отношениям. Кратко остановимся на каждом этапе.

В 1985-1986 гг. в основу экономической политики была положена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Под ускорением прежде всего понималось повышение темпов экономического роста. Так, к концу XX столетия предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала; повысить производительность труда в 2,3 — 2,5 раза. В то же время суть ускорения состояла и в новом качестве роста, т. е. во всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, внедрения эффективных форм управления, организации и стимулировании труда.

Таким образом, лозунг ускорения по содержанию приобрел то же значение, какое имел до него лозунг всесторонней интенсификации общественного производства, провозглашенный на XXVI съезде КПСС (1981), и не затрагивал основ экономической системы. В 1987-1988 гг. стержнем и главным содержанием курса стали попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой. Были приняты законы «О кооперации СССР», «О государственном предприятии (объединении)». Последний существенно расширил права предприятий, ставку делал на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самоуправление всех отраслей народного хозяйства. Директивный государственный план заменялся госзаказом. Однако расширение прав госпредприятий, согласно Закону «О государственном предприятии (объединении)», сразу же привело к повышению заработной платы без роста или при мизерном росте выпуска продукции. Так, за 1987—1988 гг. средняя заработная плата рабочих и служащих увеличилась в 14 раз (согласно пятилетнему плану намечался к 1990 г. рост на 15%). С лета 1989 г. острота экономических проблем усугубилась серией забастовок.

В 1990 г. впервые за послевоенный период был допущен абсолютный спад производства. По добыче нефти и угля, выплавке металла страна откатилась на позиции начала 1980-х гг. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, запчастями поставили на грань остановки сотни предприятий. Каждое четвертое предприятие не выполняло договорные обязательства. Только из-за потерь рабочего времени было не выпущено продукции на 5 млрд. руб. Почему попытки осуществления радикальной реформы управления экономикой провалились?

Во-первых, по-прежнему хозяйство регулировалось старыми методами сверхцентрализованной экономики. Вместо преобразования системы управления экономикой в целом была предпринята попытка изменить только оплату труда, схему распределения доходов предприятий и частично модифицировать планирование.

Во-вторых, реформе оказали упорное сопротивление стоящие у власти бюрократические структуры, так как преобразования начали угрожать их политическим и социальным позициям в обществе. В 1989—1991 гг. — осуществление глубокой реформы хозяйственного механизма, изменения отношений собственности и переход к рыночным отношениям. Первая правительственная программа, соответствующая стратегии преобразования хозяйственного механизма на рыночных принципах, была одобрена II Съездом народных депутатов СССР в ноябре 1989г. Расстройство финансовой системы привело экономику весной 1990 г. к кризису. В этих условиях правительство принимает решение несколько отойти от концепции реформы, принятой в ноябре 1989г., и реализовать программу форсированного перехода к планово-регулируемой рыночной экономике. В ее основе лежала реформа государственных, розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой розничные цены на товары народного потребления должны были вырасти в 2, а на хлеб даже в 3 раза. Этот вариант был отвергнут Верховным Советом СССР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сущность Боярской Думы
Боярской Думой назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейших были и в пригородах, во они пользовалась не политическою, но лишь судебною и административною властью. Совокупность лиц, составлявших с ...

Тимар
Введение тимара, о котором мы уже упоминали, составляет одну из основ не только военной системы империи, но и социально-экономической. По своей сути, система тимара давала возможность содержать многочисленную армию при скромных финансовых ресурсах и не столь развитой фискальной системе, чтобы облагать всех производителей налогами и соби ...

Князь Олег вещий - кто он?
Князь Новгородский (879-882); князь Киевский (882-912); По летописным данным, эта масштабная летопись выходит в 879 году, после смерти Рюрика. Олег стал «кормильцем» Игоря, регентом его малолетства. Но и потом когда Игорь вырос, Олег не выпускал из своих рук княжескую власть. В договоре Руси с Византией он именуется «велик князем русск ...