Перестройка в СССР, в 1985-1991 гг.Страница 5
К осени правительство выносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы. Она отличается от второй более «сглаженной» реформой розничных цен. Но к этому времени был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который известен под названием Программы «500дней» С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского. Н.И. Рыжков 19 октября на сессии Верховного Совета СССР говорил, что не 500 дней надо, чтобы перейти к рынку, а 6—8 лет. В 1991 г. это подтвердили и разработки экономистов в США.
В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной программы и Программы «500 дней» не удалось, были предоставлены особые полномочия Президенту СССР, в том числе и право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». В программу заложили новый, еще неапробированный эксперимент по созданию государственной рыночной экономики. Характерными особенностями последней являются тесное переплетение, сращивание государственно-монополистических структур с формами и институтами классической рыночной организации. Итогом подобной попытки могло быть или подавление старыми административными структурами чуждых им элементов, или коммерциализация государственных структур.
Таким образом, экономическая реформа в XII пятилетке радикальной не стала, и в том виде, в каком задумывалась руководством СССР, оказалась нереальной вообще. Распад СССР, крушение всех его властных структур поставили точку в осуществлении радикальной экономической реформы.
Реформа политической системы была обусловлена всем ходом перестроечных процессов после апреля 1985 г. Признание несовершенства политической системы, ставшей главным тормозом экономических преобразований, требовало решительных перемен и в этой сфере жизни общества.
Концепция реформы политической системы содержится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС, январского (1987) и февральского (1988) Пленумов ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в следующем:
• сделать все, чтобы трудящиеся были включены в управление страной не на словах, а на доле;
• создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий.
Конечной целью реформы политической системы и главным ее критерием КПСС считала всестороннее обеспечение прав человека, повышение социальной активности советских людей. XIX партконференция наметила пути достижения этой цели: а) изменить избирательную систему; б) реорганизовать структуру органов власти и управления; в) обновить законодательство. По существу это означало возрождение полновластия Советов народных депутатов.
В ходе реформы политической системы можно выделить два крупных этапа: 1985— 1988 гг. и 1989—1991 гг. В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти Советов в 1985—1988гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988г. Председателем Президиума Верховного Совета был А.А. Громыко.
Реальные изменения в структуре власти начались после 1988 г. В соответствии с предложениями XIX Всесоюзной партийной конференции Верховным Советом СССР были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов». Избирателям предоставлялось право действительного выбора как на стадии выдвижения кандидатур, так и на стадии голосования. Выборы народных депутатов стали осуществляться на альтернативной основе. 26 марта 1989 г. состоялись выборы народных депутатов. Избирательная кампания проходила остро, вовлекая миллионы людей в реальную политическую жизнь. Кроме выборов депутатов по территориальным округам в 1989 г. проводились выборы от так называемых общественных организаций — КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов, Академии наук и ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попала в высший орган государственной власти. Всего было избрано 2250 депутатов. Важным событием политической жизни страны стали Съезды народных депутатов СССР.
Тобольское заключение после Октябрьского переворота.
Об октябрьской революции Тобольск узнал лишь через две недели после переворота, сущность же происходивших событий была им уяснена гораздо позже. Объяснялось это общеполитической обстановкой того момента. Долгое время аппарат связи – телеграф и железные дороги – находился под влиянием организаций, бывших против большевиков. ,,Викжель” – ...
Революция 1905-1907 гг. в России
Все противоречия (политические, социальные, экономические), рожденные реформами 1860-х гг., к началу XX в. достигли критической отметки. Множились признаки надвигающейся революции на широком фоне политизации российского общества.
Черты новой эпохи обозначились не сразу; события, которые свидетельствовали о ее приближении, еще не сложил ...
Сущность Боярской Думы
Боярской Думой назывался постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейших были и в пригородах, во они пользовалась не политическою, но лишь судебною и административною властью.
Совокупность лиц, составлявших с ...