Суверенная Россия (1993-2000гг.)
Страница 8

История » Россия с древних времен и до наших дней » Суверенная Россия (1993-2000гг.)

Несмотря на растущие принципиальные расхождения, все государства СНГ пока что заинтересованы и его сохранении, правда, по различным причинам и, следовательно, с различными представлениями о будущем. Политическая элита России при всех различиях в акцентах настроена на реанимацию СНГ. Для нее уже само существование СНГ является успехом. Основные причины этого следующие: роспуск СНГ имел бы в России тяжелые политико-психологические последствия, поскольку был бы воспринят как вторичный распад Российской империи. Кроме того, это означало бы для России утрату пусть слабого, но все же рычага, при помощи которого она может объединять партнеров по СНГ и влиять на них, особенно на Украину. Остальные государства СНГ также выступают за сохранение Содружества, что недвусмысленно подтвердили их президенты на апрельской встрече 1998 г.

Спектр их конкретных интересов простирается от надежд на выгодные поставки энергии (Украина) до получения роли равноправного партнера в наднациональной организации (Белоруссия). Многие из них зависят от доброй воли Москвы, и в случае активного участия в развале СНГ им пришлось бы опасаться разнообразных форм давления и санкций (ограничение поставок энергии, поощрение внутренних конфликтов, активизация русских этнических меньшинств и т. д.). Однако следует отметить, что этот объективный интеграционный процесс проходит не безболезненно, встречая на своем пути серьезное сопротивление определенных влиятельных сил, как в самих странах СНГ, так и в зарубежных странах. Дело в том, что судьба огромного массива, еще недавно бывшего Советским Союзом, по-прежнему остается одной из центральных мировых проблем. То, что этот вопрос доминирует над другими проблемами в самом постсоветском пространстве, то есть в бывших не так давно республиках СССР — понятно. Однако этот вопрос далеко не безразличен и другим европейским и азиатским странам. Естественно, и в таких странах отношение к интеграционным процессам СНГ не однозначно. Как отмечалось выше, распад СССР сделал «иностранцами у себя дома» далеко не только миллионы русских. Пострадали практически все титульные нации бывших союзных республик. Помимо 20 млн. русских, 5 млн. русскоязычных и еще около 30 млн. людей других национальностей из состава бывшего СССР оказались в аналогичном положении. Учитывая необходимость поддержки русских, оказавшихся сегодня за пределами России, в Москве создан Институт нового зарубежья. Более 25 млн. этнических русских, проживающих сегодня в странах СНГ и Прибалтики, смогут рассчитывать в ближайшее время на научную, квалифицированную поддержку из России.

И в последние годы отношения стран СНГ между собой были не столь эффективными, они меняются в зависимости от ситуации. И все же тенденция на заметное улучшение наблюдается, особенно в связи с избранием Президентом РФ В.В. Путина. Эта тенденция заметно проявилась на очередном заседании глав государств стран СНГ, прошедшем в Москве в 20-х числах июня 2000 г. В повестку дня были включены более двух десятков тем. По окончании совещания главы стран подписали ряд документов. В их числе Программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. Создан антитеррористический центр государств СНГ со штаб-квартирой в Москве.

Главы государств СНГ приняли совместное заявление в поддержку стратегической стабильности в мире. У В. Путина «нет сомнений в том, что это заявление станет дополнительным кирпичиком, который будет положен странами СНГ в систему международной безопасности». Лидеры выступили за сохранение договора по ПРО. Президенты стран СНГ выразили уверенность, что Договор будет оставаться «проверенным в течение десятилетий фундаментом дальнейших сокращений стратегических ядерных вооружений в мире». Также был подписан документ о ходе выполнения решений Совета глав государств от 2 апреля 1999 г. о создании зоны свободной торговли.

Таким образом, интеграционные процессы в рамках СНГ становятся в современных условиях решающими, они являются результатом не только накопленного между независимыми государствами исторического опыта, но и их естественной тенденции к сближению и тесному сотрудничеству. Российское руководство взяло на себя важную миссию «собирания земель» на постсоветском пространстве. В настоящее время по инициативе Москвы осуществляются несколько интеграционных проектов: СНГ, Евразийское Экономическое Сообщество, Союз России и Белоруссии. Нельзя не отметить, что интеграция России и Белоруссии в единое государство пока идет медленно. Это признают все: сторонники единения двух братских народов и государств — с сожалением, противники — с радостью. Тех, кто хотел бы уже сегодня видеть Россию и Белоруссию в полноценном едином государстве, Польше всего волнует вопрос о том, кто все же сдерживает развитие интеграционного процесса. А противники союза указывают на «очевидный» кризис в союзном строительстве, на отсутствие там качественных подвижек, на провалы в выполнении Программы по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Объясняя причины такого явления, они указывают на существенные различия в интересах политических и деловых элит двух государств, на несовпадение их взглядов на цели, принципы и темпы интеграции, на разобщенность самих национальных элит и на ухудшение экономической ситуации в Белоруссии. В то же время официальные российские и белорусские политики дают весьма осторожные ответы на подобные вопросы. Общий смысл таков: медленно или быстро, но позитивное движение на всех направлениях все же отмечается; нынешний, экономический, этап интеграции — наиболее сложный, необходимо, чтобы это движение шло и дальше, желательно — более быстрыми темпами.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10