Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.Страница 3
Устав Воинский (март 1716 г.). Устав состоял из четырех отделений. В первом отделении говорится о корпусах, бригадах, дивизиях и отрядах (частях войск); о воинских чинах от генерал-фельдмаршала до генерал-профоса; о расквартировании войск; о военном суде; о порядках в войсках в период походов; о гарнизонной службе и караулах; о порционах на людей и рационах на лошадей (для войск, находящихся за границей). Второе отделение составляет воинский артикул. Он включает 24 главы, которые объясняют порядок военной службы, отношения военнослужащих друг к другу и др. Третье отделение Устава Воинского составляет краткое изображение процессов (судебных тяжб). Здесь говорится о суде и судьях, об истце, ответчике и поверенных; о судебных доказательствах; о судебных приговорах. Наконец, четвертое отделение повествует о воинских экзерцициях, приготовлении к маршу и о должностях полковых чинов.
В Уставе Воинском (20-й артикул) однозначно закреплена неограниченная власть царя. Так, в уставе записано: «…его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу и власть имеет своим государством и землей, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».
Регламент Штатс-контор-Коллегии (февраль 1719 г.). Согласно данному регламенту главной обязанностью Штатс-контор-Коллегии был сбор сведений «в чем особливые государственные расходы состоят». Второй обязанностью коллегии был сбор сведений о государственных доходах. С этой целью ей предписывалось быть в постоянном взаимодействии с Камер-коллегией. И, наконец, третьей обязанностью коллегии вменялось ежегодно составлять штаты расходам.
По регламенту имелось 15 штатов (на них делалась роспись и назначались деньги). Среди них: придворный штат; штат на собственные расходы государя; штат государственных коллегий; штаты высших и нижних судов; штат гвардии и пехоты; штат конницы; штат артиллерии; штат фортификации; штат генерального штаба; штат адмиралтейства; штат губерний и провинций; штат всей духовной сферы; штат архитекторов и служащих при казенных постройках; штат докторов, лекарей и аптекарей; штат послов, министров, резидентов и служащих в посольствах.
Таким образом, Штатс-контор-Коллегия ведала расходами, определяла денежные суммы на содержание вооруженных сил, государственного аппарата, на дипломатию и просвещение. Президентом коллегии стал И.А. Мусин-Пушкин.
Устав Морской (январь 1720 г.). Этот регламент состоял из пяти частей. В первой части говорилось о должности адмирала, генерал-кригс-комиссара, флотского интенданта, цейгмейстера, доктора, главного лекаря, майора, фискала и капитана. Во второй части – об офицерских рангах и салютах, о флагах и вымпелах, о фонарях и обвесах корабельных. В третьей части – о капитане и отношениях между офицерами, о должности капитана на брандере, о капитан-лейтенанте, о лейтенанте, о корабельном секретаре, об унтер-лейтенанте, об офицере артиллерии и его помощнике, о корабельном комиссаре, о корабельном священнике, о лекаре, о шкипере и его помощнике, о штурмане и подштурмане, о боцмане и мичмане и других морских чинах. В четвертой части – о поведении служащих на корабле, об офицерских слугах, о раздаче провианта, о наградах корабельному составу, о раздаче добычи. И, наконец, в пятой части – о штрафах за разные преступления на корабле.
В военно-законодательной деятельности Петра I – важнейшем элементе его преобразований – обычно выделяют два аспекта: во-первых, прототипы петровских регламентов; во-вторых, личный вклад Петра I в становление и развитие отечественного законодательства.
При этом, одна группа историков (А.А. Свечин и др.) убеждена, что Устав Воинский 1716 г. и Устав Морской 1720 г. представляют собой аналоги подобных военных и военно-морских документов западноевропейских армий. Другая же группа историков (П.П. Епифанов и др.) считает, что вопрос о заимствовании уставов, определяющих походный, караульный и отчасти боевой порядок и дисциплину, имеет второстепенное значение, поскольку, во-первых, ни один из них не представляет буквального перевода иноземных уставов, во-вторых, русские артикулы отражали новый шаг в развитии регулярной армии на основе ее боевого опыта, наконец, как легко бросается в глаза при ближайшем ознакомлении с первыми артикулами, они отражают в такой же мере опыт собственно русского уставного творчества. Так, известный специалист в области петровского военного законодательства П.О. Бобровский писал: «Подлинный устав Петра Великого есть самостоятельно разработанный и систематически расположенный кодекс военно-административных и военно-уголовных законов для русских войск, по мере развития Северной войны. В Воинском уставе Петра I имеются образцы постановлений Швеции, Саксонии, Дании, Голландии, Пруссии и других государств, но он так разработан, что трудно доискаться даже оригиналов, послуживших ему образцами».
Административное устройство
Д. провозгласила восстановление Украинской Народной Республики на основе трудового принципа, который можно рассматривать как паллиатив советской власти. Он состоялся в том, что высшая власть в УНР должна принадлежать Трудовому конгрессу, а на местах находиться в руках трудовых советов («трудовых рад»). Избирательным правом наделялись то ...
Рабцевич Александр Маркович
Александр Маркович Рабцевич родился 14 марта 1897 года.
В органах госбезопасности – с 1925 года. В 1937–1938 годах находился в командировке в Испании по линии внешней разведки.
В период гражданской войны в Испании сотрудник советской внешней разведки Александр Маркович Рабцевич принимал непосредственное участие в боях с франкистскими ...
Политические, экономические и культурные
последствия ига
События нашествия Батыя и последующих 240 лет ордынского ига на Руси можно рассматривать с точки зрения тех бедствий и страданий для русского народа, которые принесло завоевание; некоторые историки так и делают. Но возможна и диаметрально противоположная точка зрения. Столетия ордынского ига были не только временем угнетения и хищническ ...