Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.Страница 1
Эффективным орудием и инструментом в деле проведения реформ для Петра I стали источники права. Среди них: манифесты, именные указы, учреждения, регламенты, уставы, объявленные указы (устные акты), резолюции и другие документы. Указы (издавались монархом или от его имени Сенатом) имели целью решение конкретного дела, введение или отмену конкретного учреждения, норм или принципов деятельности. В именных указах (подписывались монархом) формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или Сенату, коллегиям, губернаторам. Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. Манифесты – обращения монарха ко всему населению и государственным учреждениям, в которых объявлялось о вступлении на престол, о крупных политических событиях и акциях, начале войны и подписании мира. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Они не равноценны по своему значению. Одни стали принципиальными для дальнейшего развития Российского государства и отличались долговременным характером, другие – «писаны кнутом», как писал А.С. Пушкин. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании разнородных, часто взаимоисключающих норм.
Первая попытка систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении (работала до 1703 г.). Основная задача состояла в приведении в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива принятых нормативных актов. Другая задача – обновление судебной и управленческой практики. Палата, взяв за основу структуру Соборного Уложения, подготовила проект Новоуложенной книги. На наш взгляд, удачная систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании «Артикула воинского».
Осуществление кодификационной работы возлагалось на канцелярию Сената. В качестве источников стали Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Причем на первое место вышел вопрос о выделении норм, направленных на укрепление и защиту государственных интересов. Решению этой задачи были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона. Опыт кодификационной работы Петра I показал, что развитие правового поля шло в направлении отраслевого деления. Создавались самостоятельные своды норм, которые строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.
К наиболее важным законодательным документам эпохи следует относить указы Петра I. Так, прежде всего, среди них выделяются указы 1699 г. о наборе во вновь формируемую русскую армию. Одним из заметных указов Петра I стал указ от 2 марта 1711 г. об учреждении Сената – высшего правительственного учреждения, заменившего Боярскую думу и функционировавшего до февральской революции 1917 г.
Одновременно был введен и институт фискалов. Эта категория служащих осуществляла негласный надзор над всем и вся. Петр I не определил фискалам жалованье. Они оставляли на законных основаниях половину штрафа, который взимался с провинившегося в пользу государства. Фискалы не решали в полной мере задачи по контролю за работой государственных учреждений (они лишь регистрировали нарушения) и не могли влиять на их работу.
С течением времени стало ясно, что надлежащий контроль за государственными учреждениями могут осуществлять только специальные должностные лица. В результате в 1722 г. вышел указ об образовании института прокуратуры. Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. За свои действия генерал-прокурор отвечал только перед царем. В его задачу входило не только раскрытие преступлений, но и предупреждение их. Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России сложились две контрольные системы: прокуратура и фискалитет.
Эфиопия на этапах политической централизации. XIX
в.
К середине XIX в. страна находилась в упадке, раздираемая постоянными междоусобными схватками феодалов. Повеяло переменами, когда в начале 1850-х годов на политической арене страны появился Каса из Куары, сын мелкого феодала с Севера. Его действия, направленные на создание сильной центральной власти, нашли поддержку у крестьян, больше в ...
Эпоха Петра I. Рождение империи. Россия на рубеже XVII – XVIII вв.
Экономическая отсталость России от передовых стран Европы в конце XVII — начале XVIII в. была реальной угрозой для независимости страны, для ее дальнейшего экономического, политического и культурного развития. Поэтому русское правительство стремилось развивать новые отрасти промышленности, улучшать технику производства, привлекать дворя ...
Последние годы жизни А.Д. Сахарова
Вскоре после приезда в Москву Сахаров вернулся к активной политической деятельности. Кандидатом в народные депутаты СССР А. Д. Сахаров был выдвинут от многих десятков организаций. Однако на расширенном пленуме Академии наук СССР он не был зарегистрирован кандидатом. Лишь после активного выступления в поддержку А. Д. Сахарова широких сло ...