Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.Страница 1
Эффективным орудием и инструментом в деле проведения реформ для Петра I стали источники права. Среди них: манифесты, именные указы, учреждения, регламенты, уставы, объявленные указы (устные акты), резолюции и другие документы. Указы (издавались монархом или от его имени Сенатом) имели целью решение конкретного дела, введение или отмену конкретного учреждения, норм или принципов деятельности. В именных указах (подписывались монархом) формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или Сенату, коллегиям, губернаторам. Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. Манифесты – обращения монарха ко всему населению и государственным учреждениям, в которых объявлялось о вступлении на престол, о крупных политических событиях и акциях, начале войны и подписании мира. За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Они не равноценны по своему значению. Одни стали принципиальными для дальнейшего развития Российского государства и отличались долговременным характером, другие – «писаны кнутом», как писал А.С. Пушкин. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании разнородных, часто взаимоисключающих норм.
Первая попытка систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении (работала до 1703 г.). Основная задача состояла в приведении в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива принятых нормативных актов. Другая задача – обновление судебной и управленческой практики. Палата, взяв за основу структуру Соборного Уложения, подготовила проект Новоуложенной книги. На наш взгляд, удачная систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании «Артикула воинского».
Осуществление кодификационной работы возлагалось на канцелярию Сената. В качестве источников стали Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Причем на первое место вышел вопрос о выделении норм, направленных на укрепление и защиту государственных интересов. Решению этой задачи были посвящены и подбор новых норм и изменение принципов толкования и применения закона. Опыт кодификационной работы Петра I показал, что развитие правового поля шло в направлении отраслевого деления. Создавались самостоятельные своды норм, которые строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения. Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.
К наиболее важным законодательным документам эпохи следует относить указы Петра I. Так, прежде всего, среди них выделяются указы 1699 г. о наборе во вновь формируемую русскую армию. Одним из заметных указов Петра I стал указ от 2 марта 1711 г. об учреждении Сената – высшего правительственного учреждения, заменившего Боярскую думу и функционировавшего до февральской революции 1917 г.
Одновременно был введен и институт фискалов. Эта категория служащих осуществляла негласный надзор над всем и вся. Петр I не определил фискалам жалованье. Они оставляли на законных основаниях половину штрафа, который взимался с провинившегося в пользу государства. Фискалы не решали в полной мере задачи по контролю за работой государственных учреждений (они лишь регистрировали нарушения) и не могли влиять на их работу.
С течением времени стало ясно, что надлежащий контроль за государственными учреждениями могут осуществлять только специальные должностные лица. В результате в 1722 г. вышел указ об образовании института прокуратуры. Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. За свои действия генерал-прокурор отвечал только перед царем. В его задачу входило не только раскрытие преступлений, но и предупреждение их. Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России сложились две контрольные системы: прокуратура и фискалитет.
Природно-климатические факторы, влияющие на историю России
Одним из последних по времени остановился на этой проблеме Л. В. Милов. По его мнению, в центральной России, составившей исторические ядро русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дн ...
Драгуны.
Нарвскии разгром 1700 года явственно высветил недостатки, присущие поместной дворянской кавалерии,— низкую боевую подготовку, неукомплектованность, пренебрежение дисциплиной. Петр прекрасно понимал, что без современной мобильной и хорошо вооруженной конницы одолеть шведов будет невозможно. И на протяжении 1701 года, беря за пример о ...
День второй 7 апреля
Жаркие бои развернулись вдоль всей линии соприкосновения войск еще до наступления рассвета. Враг предпринял отчаянную попытку переломить ход сражения. В контратаку были брошены последние резервы и наскоро сколоченные отряды фольксштурма. Но все это оказалось тщетным.
Если первый день штурма можно было назвать днем артиллерии, то второ ...