Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.Страница 2
Особая значимость придавалась Преображенскому приказу, а позже Тайной канцелярии. Эти учреждения разбирали дела о государственных преступлениях. Организацией и осуществлением военного правосудия в армии ведал генерал-аудитор. Различного рода воинские проступки, совершенные военными людьми, начинают разбираться не гражданскими органами, как это было в допетровской армии, а созданным институтом аудиторов (армейских и полковых). В состав военных судов входили военные чины от генерала до прапорщика. Эта коллегия военных чинов назначалась для общего совещания о всяком деле, о всяком преступлении. Единоличному началу военного суда было противопоставлено коллегиальное. В указе о создании института аудиторов была проведена мысль о том, что решения одного человека часто становятся произвольными.
Устав 1716 г. определил три вида военного суда: генеральный, полковой и чрезвычайный. О составе суда в Уставе говорится следующее: «ежели генеральскую особу или от штаба кого судят, то высший суд учреждается, в котором только генеральские особы и бригадиры, а временем и полковники присутствуют. Ежели обер-офицер и ниже в какое погрешение впадет, то нижний суд устроется, который в компании у полковника от полку отправляется, где полковник – президент и к тому майор, два капитана, по два поручика, прапорщика, сержанта, капрала и четыре рядовых».
В ряду законодательных документов особое место принадлежит петровской Табели о рангах от 24 января 1722 г. Она ярко отразила рационалистические взгляды Петра I на служебную годность дворян. Табель о рангах создавала условия для карьерных устремлений лиц «подлых сословий» и устанавливала иерархическую лестницу из четырнадцати чинов и классов (рангов). Последствия применения Табели о рангах можно выразить в следующем: во-первых, чертами бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация и нормативность; новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса; в-третьих, военная служба уравнивалась с гражданской службой, а принципы продвижения по службе были аналогичными; в-четвертых, подготовка кадров стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за границей, а степень квалификации определялась не только положением чиновника, но и его уровнем подготовки и образованностью. Важными вехами в законодательстве Петра I, наряду с указами, манифестами и распоряжениями, стали регламенты. В них подробно излагались все правила и законы, относящиеся к конкретной части управления. Регламентами назывались утвержденные царем (императором) уставы для управления отдельными сферами государственного аппарата. По своей сути – это законодательные акты. Регламент (польск. reglament от фр. reglement, от regle – правило) – свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности. Регламенты не являются законом, но по своей юридической природе могут быть отнесены к нормативным правовым актам.
Введения регламентов в обращение требовали новые условия жизни. Часто эти акты составлялись наспех. Однако, сведенные в один ряд с другими законодательными документами, они, как и Соборное Уложение 1649 г., в достаточной степени утверждали собой устройство новой внутренней жизни Российского государства. Очевидно, что эти юридические акты стали пиком законодательного творчества Петра I. Они, являясь официальными письменными документами, порождали определенные правовые последствия.
В порядке хронологии укажем основные регламенты, обеспечивавшие правовое поле военного дела России в первой четверти XVIII в.
Регламент Кригс-Коммиссариату (декабрь 1711 г.). Он определял порядок содержания полков и раздачи жалованья. Регламент требовал: во-первых, по истечении месяца комиссарам, присланным от губернаторов, осуществлять раздачу жалованья (раздачу производить сначала нижним чинам, а затем офицерам); во-вторых, взыскивать с виновных за утраченные или испорченные казенные вещи; в-третьих, налагать штрафы за беглых солдат на весь полк (от рядового до генерала); в-четвертых, рекрутов, прибывших на смотр, распределять по полкам дифференцированно; в-пятых, раздачу провианта и фуража производить по табелям и расписанию, чтобы военнослужащие не занимались поборами.
Борьба русского народа за освобождение
Попытки освободится от власти ордынского хана начались вскоре после нашествия Батыя. Наиболее яркой фигурой освободительного движения, выделенной автором, является сын Ярослава Всеволодовича великий князь Андрей. В середине 13 века начинает образовываться военно-политический союз двух сильнейших русских княжеств. Антиордынский характер ...
Литературные сведения древних авторов
Античной литературной традиции известно более тридцати древних писателей, в той или иной связи упоминавших в своих трудах древнюю Македонию. Одни из них останавливались на ней более подробно, другие затрагивали ее историю вскользь и случайно. Известно, что македонскую историю писали греки, а не сами македоняне. Поэтому авторы интересова ...
Попытки Красной армии деблокирования Ленинграда в 1942-1943 гг
В конце 1941 г. в ставке ГКО была спланирована наступательная операция прорыва блокады Ленинграда. Основная задача по прорыву блокады была возложена на силы Волховского фронта. Ставка приняла решение перенести основные усилия в район действий 2-й ударной армии. Однако должного эффекта не получилось. Упущенный момент первого удара трудно ...

