Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.
Страница 2

История » Реорганизация русской армии в начале XVIII в. » Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.

Особая значимость придавалась Преображенскому приказу, а позже Тайной канцелярии. Эти учреждения разбирали дела о государственных преступлениях. Организацией и осуществлением военного правосудия в армии ведал генерал-аудитор. Различного рода воинские проступки, совершенные военными людьми, начинают разбираться не гражданскими органами, как это было в допетровской армии, а созданным институтом аудиторов (армейских и полковых). В состав военных судов входили военные чины от генерала до прапорщика. Эта коллегия военных чинов назначалась для общего совещания о всяком деле, о всяком преступлении. Единоличному началу военного суда было противопоставлено коллегиальное. В указе о создании института аудиторов была проведена мысль о том, что решения одного человека часто становятся произвольными.

Устав 1716 г. определил три вида военного суда: генеральный, полковой и чрезвычайный. О составе суда в Уставе говорится следующее: «ежели генеральскую особу или от штаба кого судят, то высший суд учреждается, в котором только генеральские особы и бригадиры, а временем и полковники присутствуют. Ежели обер-офицер и ниже в какое погрешение впадет, то нижний суд устроется, который в компании у полковника от полку отправляется, где полковник – президент и к тому майор, два капитана, по два поручика, прапорщика, сержанта, капрала и четыре рядовых».

В ряду законодательных документов особое место принадлежит петровской Табели о рангах от 24 января 1722 г. Она ярко отразила рационалистические взгляды Петра I на служебную годность дворян. Табель о рангах создавала условия для карьерных устремлений лиц «подлых сословий» и устанавливала иерархическую лестницу из четырнадцати чинов и классов (рангов). Последствия применения Табели о рангах можно выразить в следующем: во-первых, чертами бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация и нормативность; новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса; в-третьих, военная служба уравнивалась с гражданской службой, а принципы продвижения по службе были аналогичными; в-четвертых, подготовка кадров стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за границей, а степень квалификации определялась не только положением чиновника, но и его уровнем подготовки и образованностью. Важными вехами в законодательстве Петра I, наряду с указами, манифестами и распоряжениями, стали регламенты. В них подробно излагались все правила и законы, относящиеся к конкретной части управления. Регламентами назывались утвержденные царем (императором) уставы для управления отдельными сферами государственного аппарата. По своей сути – это законодательные акты. Регламент (польск. reglament от фр. reglement, от regle – правило) – свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности. Регламенты не являются законом, но по своей юридической природе могут быть отнесены к нормативным правовым актам.

Введения регламентов в обращение требовали новые условия жизни. Часто эти акты составлялись наспех. Однако, сведенные в один ряд с другими законодательными документами, они, как и Соборное Уложение 1649 г., в достаточной степени утверждали собой устройство новой внутренней жизни Российского государства. Очевидно, что эти юридические акты стали пиком законодательного творчества Петра I. Они, являясь официальными письменными документами, порождали определенные правовые последствия.

В порядке хронологии укажем основные регламенты, обеспечивавшие правовое поле военного дела России в первой четверти XVIII в.

Регламент Кригс-Коммиссариату (декабрь 1711 г.). Он определял порядок содержания полков и раздачи жалованья. Регламент требовал: во-первых, по истечении месяца комиссарам, присланным от губернаторов, осуществлять раздачу жалованья (раздачу производить сначала нижним чинам, а затем офицерам); во-вторых, взыскивать с виновных за утраченные или испорченные казенные вещи; в-третьих, налагать штрафы за беглых солдат на весь полк (от рядового до генерала); в-четвертых, рекрутов, прибывших на смотр, распределять по полкам дифференцированно; в-пятых, раздачу провианта и фуража производить по табелям и расписанию, чтобы военнослужащие не занимались поборами.

Страницы: 1 2 3 4

Восстановление церковной самостоятельности
Вторая половина XIX столетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа за свою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за восстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860 г. 3 апреля 1860 г. во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константиноп ...

Практическое применение материалов ВКР в школьном курсе истории России. Аргументация целесообразности использования материалов темы ВКР
Международное отношение Киевской Руси X-XII вв. как отдельная тема для изучения в школьной программе не представлена. Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю древнейших времен России изучают более подробно в 10 – ...

История Халифата
После смерти Мухаммеда собравшаяся толпа верующих избрала «халифом», «заместителем пророка», его старого сподвижника Абу Бекра. Благочестивому Абу Бекру было уже за 60; когда‑то он был богатым купцом и растратил всё своё состояние, помогая верующим, а теперь, став «халифом», по‑прежнему торговал одеждой на базаре и сам пас с ...