Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.
Страница 2

История » Реорганизация русской армии в начале XVIII в. » Военно-правовое регулирование жизнедеятельности войск в первой четверти XVIII в.

Особая значимость придавалась Преображенскому приказу, а позже Тайной канцелярии. Эти учреждения разбирали дела о государственных преступлениях. Организацией и осуществлением военного правосудия в армии ведал генерал-аудитор. Различного рода воинские проступки, совершенные военными людьми, начинают разбираться не гражданскими органами, как это было в допетровской армии, а созданным институтом аудиторов (армейских и полковых). В состав военных судов входили военные чины от генерала до прапорщика. Эта коллегия военных чинов назначалась для общего совещания о всяком деле, о всяком преступлении. Единоличному началу военного суда было противопоставлено коллегиальное. В указе о создании института аудиторов была проведена мысль о том, что решения одного человека часто становятся произвольными.

Устав 1716 г. определил три вида военного суда: генеральный, полковой и чрезвычайный. О составе суда в Уставе говорится следующее: «ежели генеральскую особу или от штаба кого судят, то высший суд учреждается, в котором только генеральские особы и бригадиры, а временем и полковники присутствуют. Ежели обер-офицер и ниже в какое погрешение впадет, то нижний суд устроется, который в компании у полковника от полку отправляется, где полковник – президент и к тому майор, два капитана, по два поручика, прапорщика, сержанта, капрала и четыре рядовых».

В ряду законодательных документов особое место принадлежит петровской Табели о рангах от 24 января 1722 г. Она ярко отразила рационалистические взгляды Петра I на служебную годность дворян. Табель о рангах создавала условия для карьерных устремлений лиц «подлых сословий» и устанавливала иерархическую лестницу из четырнадцати чинов и классов (рангов). Последствия применения Табели о рангах можно выразить в следующем: во-первых, чертами бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация и нормативность; новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса; в-третьих, военная служба уравнивалась с гражданской службой, а принципы продвижения по службе были аналогичными; в-четвертых, подготовка кадров стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за границей, а степень квалификации определялась не только положением чиновника, но и его уровнем подготовки и образованностью. Важными вехами в законодательстве Петра I, наряду с указами, манифестами и распоряжениями, стали регламенты. В них подробно излагались все правила и законы, относящиеся к конкретной части управления. Регламентами назывались утвержденные царем (императором) уставы для управления отдельными сферами государственного аппарата. По своей сути – это законодательные акты. Регламент (польск. reglament от фр. reglement, от regle – правило) – свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности. Регламенты не являются законом, но по своей юридической природе могут быть отнесены к нормативным правовым актам.

Введения регламентов в обращение требовали новые условия жизни. Часто эти акты составлялись наспех. Однако, сведенные в один ряд с другими законодательными документами, они, как и Соборное Уложение 1649 г., в достаточной степени утверждали собой устройство новой внутренней жизни Российского государства. Очевидно, что эти юридические акты стали пиком законодательного творчества Петра I. Они, являясь официальными письменными документами, порождали определенные правовые последствия.

В порядке хронологии укажем основные регламенты, обеспечивавшие правовое поле военного дела России в первой четверти XVIII в.

Регламент Кригс-Коммиссариату (декабрь 1711 г.). Он определял порядок содержания полков и раздачи жалованья. Регламент требовал: во-первых, по истечении месяца комиссарам, присланным от губернаторов, осуществлять раздачу жалованья (раздачу производить сначала нижним чинам, а затем офицерам); во-вторых, взыскивать с виновных за утраченные или испорченные казенные вещи; в-третьих, налагать штрафы за беглых солдат на весь полк (от рядового до генерала); в-четвертых, рекрутов, прибывших на смотр, распределять по полкам дифференцированно; в-пятых, раздачу провианта и фуража производить по табелям и расписанию, чтобы военнослужащие не занимались поборами.

Страницы: 1 2 3 4

Внутренняя и внешняя торговля в Древней Руси
Население с культурой славянского типа, благодаря появившемуся в конце II тыс. до н. э. плужному земледелию, добилось и известных хозяйственных результатов. К VI - V вв. до н. э. из этого района был налажен регулярный вывоз зерна в Грецию через черноморский порт Оливию. Торговля такого типа является важным показателем уровня развития об ...

Правление Баязета II
Ни один из предшествовавших султанов не сделал столько для расширения пределов Османской империи, как Мехмед II, оставшийся в истории с прозвищем "Завоеватель". Ему наследовал сын его Баязет II (1481-1512) посреди смут. Младший брат Джем, опираясь на великого визиря Могамета-Карамание и пользуясь отсутствием Баязета из Констан ...

Эфиопо-итальянские отношения
В то время, когда эфиопы сражались против суданцев в угоду в первую очередь Англии, над страной нависла новая и более грозная опасность: быть порабощенной другой европейской державой — Италией. Начало итальянской экспансии в районе Красного моря относится к концу 60-х годов XIX в. В 1869 г. у местных правителей покупается часть прибрежн ...