«Русская правда» Пестеля
Страница 2

История » П. Пестель » «Русская правда» Пестеля

«Русская правда» провозглашала всеобщее равенство перед законом и важнейшие права и свободы для граждан России: свободу личности, неприкосновенность жилища, свободу слова, печати, совести, право собственности, объявленное «священным» и «неприкосновенным». Ликвидировался старый сословный строй, все сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство) сливались в «единое сословие – гражданское».

Особое внимание уделялось в Русской правде» крестьянскому вопросу. Объявлялось о полной и безоговорочной отмене крепостного права, причем предполагалось освобождение крестьян с наделением их землей. Вся земля делилась на общественный и частный фонды. В общественный фонд должны были войти крестьянские наделы, часть казенных и все монастырские земли. Предусматривалось и конфискация земель наиболее крупных помещиков. Если у помещика насчитывалось более 10 тысяч десятин земли, то половина её конфисковывалась безвозмездно, если же менее 10 тысяч, но не более 5 тысяч десятин – половина конфисковывалась либо за денежное вознаграждение (по рыночной цене), либо компенсировалась предоставлением равноценного участка земли в другом месте. Общественная земля передалась в распоряжение волостным обществам, которые должны были предоставлять всем желающим в пользование земельные участки. Эта земля не подлежала ни продаже, ни залогу. Получить участок мог любой гражданин России, независимо от своего положения и рода занятий. Сохранение частной земли вместе с общественной должно было, по мнению Пестеля, стимулировать крестьян к увеличению доходов при обработке общественных земель. Эти деньги могли бы позволить им приобрести земли из частного фонда.

Предусматривалось также проведение военной реформы. Суть ее состояла в отмене рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы сокращался с 25 до 15 лет. От службы освобождались единственные сыновья у родителей, кормильцы семей. Немедленной ликвидации подлежали военные поселения, которые Пестель называл «самой жестокой несправедливостью, какую только разъяренное зловластие выдумать могло»[10].

Решение национального вопроса в России Пестель видел в ассимиляции всех малых народов с русским народом. В этом он видел осуществление «права благоудобства», смысл которого состоял в том, что населяющие Россию народности не смогут воспользоваться «правом народности», то есть правом на самоопределение, и неизбежно попадут во власть иностранных государств, что создаст угрозу национальной безопасности России. Исключение составляла Польша, которая могла бы получить независимость при условии утверждения в ней демократической республики. Вхождение малых народов в состав России не означало их насильственной христианизации и русификации. Пестель предлагал дать всем народам равные права с русскими; обеспечить им достойные условия жизни и поднять в своем развитии отсталые народы до уровня русского.

В общем, можно сказать, что «Русская правда» П.И. Пестеля представляет собой политический документ буржуазно-демократического толка. В случае реализации намеченных в ней преобразований у России появлялся шанс стать демократическим государством, основанным на принципах частной собственности и свободной конкуренции. Однако следует отметить и наличие в данном документе слабых сторон, обусловленных дворянской ограниченностью его автора, и, как следствие, недостаточной его решительностью. Будучи сыном своего времени и своего класса, Пестель не предполагал в «Русской правде» полной ликвидации помещичьего землевладения. Утопичен его вариант решения национального вопроса путем слияния всех малых народов с русскими, поскольку в этом случае, на мой взгляд, вряд ли возможно полностью избежать применения насилия против неизбежного сопротивления ассимилируемых народов, не желающих растворяться среди большого народа. Пестель же предполагал осуществить это, не прибегая к насилию.

Несмотря на все недостатки «русская правда» является для своего времени революционным документом. Особенно заметно это при сравнении её с другим, не менее известным документом того времени – «Конституцией» Никиты Михайловича Муравьева. В отличие от Пестеля, Муравьев выступал за конституционную монархию, которая объявлялась в его «Конституции» будущей формой правления в России. Крестьян он предполагал освободить без наделения их земельными участками, которые они должны выкупать у помещиков, чьи хозяйства сохранялись. Кроме того, «Конституцией» вводился имущественный ценз при выборах органов власти, тогда как в «Русской правде» провозглашалось всеобщее избирательное право.

Таким образом, очевидно, что «Конституция» Муравьева несет на себе больший отпечаток дворянской ограниченности автора, нежели «Русская правда» Пестеля, обогнавшего свое время далеко вперед.

Страницы: 1 2 

Ре­фор­ма в сфере промышленности: решение рабочего вопроса
На­ко­нец ос­та­лось за­тро­нуть ра­бо­чий во­прос. Он так же как и кре­сть­ян­ский, дос­тал­ся Сто­лы­пи­ну в на­след­ст­во от ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что до это­го не толь­ко ца­ризм, но и бур­жуа­зия от­ри­ца­ла его су­ще­ст­во­ва­ние. По мне­нию А. Я. Ав­ре­ха это не­при­зна­ние бы­ло рав­но­знач­но при­ ...

Русско-турецкая война 1686-1700
В 1656 г. пост великого визиря захватил энергичный человек Мехмет Кёпрюлю, который сумел усилить дисциплину армии и нанести несколько поражений врагам. Австрия должна была заключить в 1664 г. не особенно для неё выгодный мир в Васваре; в 1669 г. турки завоевали Крит, а в 1672 г., по миру в Бучаче, получили от Польши Подолию и даже часть ...

История семьи - история России
Более или менее общепризнанно, что семья представляет собой (либо по крайней мере, до сих пор представляла) исходный элемент общества, "клетку" социального "организма". Но только немногие осознают сегодня всю значимость и необходимость изучения истории семей - родословия, генеалогии, без которой невозможно полноценно ...