«Русская правда» Пестеля
Страница 1

История » П. Пестель » «Русская правда» Пестеля

Над конституционным проектом Пестель работал с 1820 по 1824 годы. Этот проект был делом его жизни. Павел Иванович постоянного совершенствовал его, подвергая переделкам, изменениям и дополнениям. Первоначально проект назывался «Конституция Государственный Завет». Основные положения его обсуждались на первом съезде руководства Южного общества в Киеве в январе 1822 г., на котором было решено предоставить всем его членам год на обдумывание пестелевских предложений. На втором съезде в январе 1823 г. после доклада Пестеля проект был обсужден по всем пунктам и принят голосованием, став программным документом Южного общества. В 1824 г. документ получил новое название – «Русская правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного правления». Такое название Павел Иванович дал своему проекту в честь «Русской правды» Ярославля Мудрого – свода законов Киевской Руси XI - XII вв. Этот период он считал наиболее благополучным в жизни русского народа, поскольку тогда еще феодальные отношения находились в зародыше и сохранялись пережитки первобытного строя с равенством всех членов общины. Название «Русская правда» ассоциировалось у него, таким образом, со справедливым общественным устройством России.

Во введении Пестель говорит о необходимости коренных преобразований в России, целью которых является установление всеобщего равенства и для проведения которых после победы революции должно быть установлено Временное Верховное Правление, наделенное диктаторской властью сроком на 10 лет. Временное Верховное Правление должно было быть гарантом от попыток реставрации монархии. По окончании десятилетнего срока оно слагает свои полномочия, и на основе «Русской правды» принимается новая конституция.

Будущая Россия провозглашалась республикой со строго-централизованным устройством или, по выражению Пестеля, «неразделимым» государством. Федеративное устройство он считал губительным для России, ссылаясь при этом на исторический пример феодальной раздробленности на Руси, которую называл «видом федеративного устройства», из-за чего «она горькими опытами и долголетними бедствиями жестоко заплатила за сию ошибку в прежнем ее государственном образовании»[9].

Россия по плану Пестеля делилась на 10 областей: Чудскую (с центром в Петербурге, переименованном в Петроград), Холмскую (с центром в Новгороде), Северную (с Ярославлем), Сибирскую (с Иркутском), Уральскую (с Казанью), Славянскую (с Москвой), Вершинную (со Смоленском), Черноморскую (с Киевом), Украинскую (с Харьковом), Кавказскую (с Геогиевском), каждая из которых состояла из 5 губерний (округов), делившихся на уезды, а уезды – на волости. Отдельно выделялись 3 удела: Столичный, Донской и Аральский. Столицей России становился Нижний Новгород, переименованный во Владимир – в честь киевского князя, крестившего Русь, тогда как город Владимир переименовывался в Клязьмин – по названию реки, на которой он расположен.

Государственное управление в России основывалось на принципе разделения властей. Высшему законодательному органу Пестель дал название Народного веча. Народное вече представляло собой, по его плану, однопалатный орган, избираемый путем двухстепенных выборов (сначала жители волости избирают представителей в Окружное наместное собрание, а те – депутатов в Народное вече) в числе 500 человек, сроком на 5 лет. Каждый год пятая часть высшего органа должна была выбывать, уступая место вновь избранным депутатам. Председатель Народного веча должен был избираться на один год из числа депутатов, заседавших последний год. Вече наделялось правом объявления войны и заключения мира, обсуждения и принятия всех законов , кроме конституционных («заветных»). Роль органа, исполняющего функции Народного веча между его сессиями, отводилось Временной комиссии.

Высшим исполнительным органом объявлялось Державная дума, избираемая сроком на 5 лет Народным вечем из числа кандидатов, представленных окружными наместными собраниями, в составе 5 человек. Как и в Народном вече, каждый год один из ее членов выбывал и его место занимал вновь избранный. В полномочия Державной думы входило ведение переговоров с другими государствами, руководство военными действиями в случае войны, а также контроль над деятельностью министерств – «государственных приказов»: правосудия, полиции, просвещения, финансов, военного приказа.

Для контроля за законодательной и исполнительной властями учреждался высший «блюстительный» орган – Верховный собор из 120 членов – «бояр» или «старцев», избираемых пожизненно Народным вече из числа выдвигаемых окружными наместными собраниями кандидатов. Верховный собор должен был рассматривать представляемые ему законы, принятые Народным вече, проверять их соответствие конституции и давать санкции на их вступление в силу. Прерогативой этого органа являлось также назначение главнокомандующего действующей армии.

Страницы: 1 2

Основные задачи внешней политики России
Под влиянием развития капитализма в России правительство во внутренней и внешней политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине ΧΙΧ века внешняя политика страны приобретала все более буржуазный характер. Перед Россией в области международных отношений стояли сложны ...

Древняя Русь и Византия. Особенности русско-византийских контактов в эпоху Ярослава Мудрого
На протяжении X в. Византия имела возможность не раз убедиться в опасности нарушения мира с Русью, когда многочисленное войско "тавроскифов" неожиданно оказывалось у границ империи или под стенами столицы. Обращение императора Василия II в критический момент восстания Варды Фоки за военной помощью к киевскому князю Владимиру С ...

Вступление в войну СССР. Разгром Квантунской армии
Вступление СССР в войну против Японии диктовалось необходимостью ликвидации очага агрессии на Дальнем Востоке, обеспечения безопасности советских границ и интересов СССР. Оно должно было закрепить новую и очень важную роль, на которую СССР не без оснований претендовал в нарождающемся послевоенном мире. Державы антифашистской коалиции, ...