Цивилизация Иудеи
Страница 1

Еврейская цивилизация стала последней из значимых цивилизаций западно-семитской суперэтнической целостности. Аморейско-сутийские племена, ставшие основой израильского племенного союза (двенадцати колен израильских) дольше всех аморейских племён перебирались с места на место, пока уже в конце XIII веке до нашей эры не вторглись на территорию Палестины. Здесь они встретили ханаанейское и аморейское осёдлое население со значительными городами.

Древние евреи были полукочевым народом, не вкусившим ещё цивилизованного существования. Поэтому первым делом они постарались разрушить населённые в основном ханаанеями города и на их развалинах начать складывать новую полуварварскую цивилизацию. Этот сюжет повторится потом в Западной Европе когда варварские германские племена разрушат (правда не до основания, как это сделали древние евреи) античные города и на их развалинах начнут строить западноевропейскую цивилизацию. Увы, новые цивилизации на территории Земли почти всегда начинались с разрушения старых.

Варварские или полуварварские народы, не разъеденные цивилизационной эволюцией, разрушая старую цивилизацию воспринимали определённые достижения той, а имея свои доцивилизационные культурные наработки, затем производили синтез этих наработок с некоторыми достижениями старой цивилизации. Так утвердился институт католической церкви в Западной Европе после германского вторжения, германские военные вожди превратились в королей, а германские языки приобрели письменность на основе латинского алфавита.

Палестинская гражданско-храмовая община окончательно оформилась во второй половине IV века до нашей эры, она благожелательно встретила Александра Македонского, который сохранил её автономию и «ограждение» от внешнего мира. Сначала она вошла в состав державы Птолемеев, но в 200 году до нашей эры Антиох III включил её в державу Селевкидов. Но Антиох IV в 167 году до нашей эры издал эдикт, запрещающий под страхом смертной казни выполнять предписания яхвизма. Иерусалимский храм был превращен в храм Зевса, свитки священного писания сожжены. Таким способом эллинистические правители попытались сломить отгороженность Иудеи от остальной их державы.[24]

Иудеи ответили восстанием, известным в истории как Маккавейская война (167–142), приведшим к независимости, но независимость эта опиралась на поддержку Рима, который ликвидировал её силами Помпея в 63 году до нашей эры, при этом Иудея сохранила автономию. Однако в 6 году до нашей эры она была преобразована в императорскую провинцию в правление хорошо известного всем Ирода. Покушения римского государства далее стали распространяться на религиозную сферу, в ответ в Иудее вспыхнули новые восстания, известные как Первая и Вторая Иудейские войны, произошедшие в 66–70 годах и в 135 году нашей эры. В результате Иерусалим был взят дважды, храм и город разрушены, масса народа продана в рабство. Однако только второе восстание имело поворотный для иудейского этноса характер – иудеи полностью были выселены из Иерусалима и его окрестностей, на месте иерусалимского храма был воздвигнут храм Юпитера Капитолийского, а сам город был превращён в римскую колонию Элиа Капитолину. Иудейский этнос рассеивается по всей Римской империи, но это рассеяние не приводит к его исчезновению.

Оба этих восстания и деятельность Христа, предшествовавшая им, однозначно говорят о вступлении иудейской цивилизации в период пассионарного зенита. Но военная мощь Римской империи в этот момент была еще слишком велика, чтобы иудейский этнос мог сломить её. В итоге он был рассеян, но это рассеяние произвело неожиданную трансформацию с этнической общностью – несмотря на отсутствие собственной территории этнос не прекратил своё существование, а впервые (а пока мы не имеем аналогов такого процесса – следовательно и единственный раз в истории) получил «рассеянный» характер, сформировав диаспоры в разных странах. Иудаизм не позволил этому этносу полностью смешаться в других странах с местным населением, но это не могло не привести к определённой этнической трансформации первоначальных иудеев. Возник своеобразный мир иудейских диаспор, отличающихся друг от друга этнически из-за смешения с этническими элементами в разных странах. Это был уже новый этнос, начавший новую этническую жизнь.

Страницы: 1 2

Реформы в Российской империи
После поражения в Крымской войне, вступивший на трон новый император Александр II осознает необходимость реформ. Подстегнули реформирование и крестьянские волнения. 19 февраля 1861 г. – манифест, отменяющий крепостное право в России. Крестьяне получили личную свободу, а земельные наделы необходимо было выкупить у помещика, но денег у к ...

Морские державы
Мы описали только часть второй географической особенности Евразии, которая непосредственно вытекает из первой: расположения горных хребтов на территории суперматерика. Но есть ещё и моря. И их обилие, вернее изрезанность береговых линий с образованием большого количества заливов, небольших морей и, соответственно, островов и полуострово ...

Французский Судан (Мали)
Колониальная экспансия Франции во внутренние районы Западного Судана началась во второй половине XIX в. Населявшие его народы оказывали упорное сопротивление захватчикам. Несколько десятилетий Франция вела войну с государством тукулеров, возглавлявшимся Хадж Омаром, а затем его сыном Ахмаду. Только используя противоречия между ту-кулеам ...