Истоки культа императора. Сакральное почитание
правителей в древности вне пределов РимаСтраница 4
Известно, что цари Селевкидов также удостаивались божеских почестей. Среди прозвищ сувениров имеются такие эпитеты, как «Бог» или «Спаситель», которые говорят, что эти цари являлись объектом культа. Обзор известных нам эпитетов царей в целом показывает, что культ царя, свидетельством которого они являются, в каждом отдельном случае был институтом только для данного города. Если милетяне принимали решение воздавать сверх человеческие почести «Антиоху Теосу», они этим ни в коей мере не связывали вавилонян. Если вавилоняне обоготворили Деметрия как своего «Спасителя», можно с уверенностью предположить, что и другие города последуют этому примеру. Но он остается для них лишь моделью, и некогда не станет обязательным для всех величать царя заступником. Надписи относящиеся к царскому культу, подтверждают эту тезу.[11] Селевк I был обожествлен в Селевкии Пиерийской как «Селевк Зевс Никатор», в Антиохии Персидской – как «Селевк Никатор», в Дура-Европосе – как «царь Селевк Никатор», а в другом месте – как «Теос Селевк». Антиоха I почитали в Антиохии Персидской и Селевкии на Тигре под именем «Сотера», а в Селевкии Пиерийской его именовали «Аполлон Сотер». Селевка II в одном городе называли «Сотер», в другом – «Каллиник», в третьем – «Теос».[12] Адверти предлагает деколь на посуду
Таким образом, не существовало государственного культа, оформленного по официальной модели. По крайней мере, это относится к городам и автономным народам. Каждый город сам определял, когда и в какой форме он будет обоготворять суверена. Трудно сказать, были ли города, которые отказывали селевкидским царям в божественных почестях. В легендах бронзовых монет, выпущенных в Тире и Сидоне, к имени царя никогда не присоединяется никакого эпитета. Бесспорно только, что почести воздававшиеся суверенам, не подчинялись руководящим указаниям и не были единообразными.[13] Каждый город по своему усмотрению чтил царя и членов его семьи, здравствующих или покойных.
Города декретировала Селевкидам и другие почести, кроме тех, которые подходили только к богам. Двусмысленность царского культа, которая позволяла обращаться к богам молитвы о спасении обожествленного царя, делала возможным, например такое: в храме Афины в Илионе была воздвигнута конная статуя Антиоха I в знак благодарности за почитание им святилища. В то же время у царя в этом городе был жрец его собственного культа. Изображения, посвященные Селевкидам, насчитывались поэтому в огромном количестве. Другой особой и более редкой почестью царями и царицами было присвоение их имен месяцам календаря.[14] В честь царей городами учреждались празднества: в Баргилии, Эритрах, Илионе, Лаодикии на Лике, в Смирне. Наконец, отмечались дни рождения суверенов. Таким образом, существовала устойчивая традиция, почитания единоличной власти. Эта традиция распространилась и на римских магистратов и полководцев, деятельность которых была связана с греческими городами Востока. Но нет оснований полагать, что эта традиция была воспринята в Риме и непосредственно повлияла на становление культа в древней Италии. Культ римских магистратов и полководцев в греческих полисах воплощался в чисто греческих формах и был прямым продолжением почитания эллинистических царей.
Любечский съезд
Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода I в соответствии с "лествичным" порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того, он был человеком корыстолюбивым, очень неразбо ...
Россия в первой четверти XIX века. Кризис
крепостнической системы.
Первая четверть XIX века в России характеризуется кризисом крепостнической системы хозяйствования. Начали назревать противоречия между развивающимися производительными силами и отживающими свой век феодальными производственными отношениями. Натуральное хозяйство подрывалось ростом товарного обмена и все более углубляющимся процессом раз ...
Корея накануне вторжения иностранных колонизаторов
В середине XIX в. в Корее господствовали феодальные отношения. Большинство обрабатываемых земель страны считалось собственностью государства. Значительную часть их составляли поместья короля, членов его семьи, высшей аристократии. К этой же категории относились и земли, приписанные вместе с проживавшими на них крестьянами к центральным ...