Военная реформа

Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю « избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать опорой царя. Впервые составили Уложение о службе (1557г.). Вотчинник и помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно»[6].

Было создано постоянное стрелецкое войско (1550 г.). Сначала стрельцов было 3 тысячи человек. В армию стали привлекать иностранных наёмников, но их число было не значительным. Усиливалась артиллерия. К пограничной службе стало привлекаться казачество.

Служилые люди разделялись на «служилых людей по отечеству» (по происхождению) и на «служилых людей по прибору» (по набору). В последнюю группу входили стрельцы (бывшие пищальщики), пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В середине ХVI в. Был составлен официальный справочник – «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Тимар
Введение тимара, о котором мы уже упоминали, составляет одну из основ не только военной системы империи, но и социально-экономической. По своей сути, система тимара давала возможность содержать многочисленную армию при скромных финансовых ресурсах и не столь развитой фискальной системе, чтобы облагать всех производителей налогами и соби ...

Русско-турецкая война 1686-1700
В 1656 г. пост великого визиря захватил энергичный человек Мехмет Кёпрюлю, который сумел усилить дисциплину армии и нанести несколько поражений врагам. Австрия должна была заключить в 1664 г. не особенно для неё выгодный мир в Васваре; в 1669 г. турки завоевали Крит, а в 1672 г., по миру в Бучаче, получили от Польши Подолию и даже часть ...

Практическое применение материалов ВКР в школьном курсе истории России. Аргументация целесообразности использования материалов темы ВКР
Международное отношение Киевской Руси X-XII вв. как отдельная тема для изучения в школьной программе не представлена. Для того, чтобы определить на каких уроках или этапах урока можно использовать данный материал, надо проанализировать школьную программу по истории России. Историю древнейших времен России изучают более подробно в 10 – ...