Женщины тверского княжеского дома
Страница 2

История » Женщины тверского княжеского дома » Женщины тверского княжеского дома

Изучая воспитание благоверного князя Михаила Ярославовича Тверского по его житию, можно представить себе те духовно-нравственные ориентиры и ценности, которые старалась передать своему сыну его мать. Воспитание выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божие, почитания людей духовного звания. Вне всякого сомнения, именно мать приучила Михаила часами читать псалтирь, книгу, с которой встретить князь свой смертный час.

И все же наука любви к Богу и смирения перед Ним явно была не единственной, преподанной заботливой матерью своему единственному сыну. В жилах Михаила текла частица новгородской непокорной крови, и мать, как настоящая новгородка, взлелеяла в своем сыне гордый и пылкий нрав.

Уже отмечалось, что главным помощником княгини Ксении в это время был епископ Симеон. Их совместная деятельность способствовала распространению в Твери культа Архангела Михаила. При епископе Симеоне и не без участия Ксении в Твери было положено начало летописанию, создан тверской список Хроники Георгия Амортала, начата кропотливая работа по обоснованию прав Тверского княжества на Киевское и Владимирское наследство. Авторитет княгини Ксении был настолько велик в княжестве и за его пределами, что на ее мнение ссылается сам митрополит Максим, когда пытался примирить московского князя Юрия Даниловича с Михаилом Тверским. Да и сам Михаил был очень привязан к своей матери и все время советовался с ней. Мнение матери для него – это мнение старейшины рода, мнение отца и матери одновременно.

Предположительно вскоре после женитьбы своего единственного сына, которая состоялась в 1294 году, княгиня Ксения Юрьевна постриглась в монахини под именем Мария и окончила свои земные дни в 1312 году в Софийском монастыре. Пострижение в монахини княгинь и княжон было нередким событием в XIII–XIV веках: помимо Ксении монашеский постриг приняли ее дочь Софья Ярославовна, сноха Анна Дмитриевна, а в 1326 году примет постриг и Мария Гедиминовна, вдова князя Дмитрия Михайловича Грозные Очи. Для таких знатных монахинь нередко специально основывались новые монастыри, в которых они становились игуменьями – настоятельницами. Причины ухода женщины высокого общественного положения из мира в монастырь могли быть различны: смерть мужа, религиозный настрой души, наконец – отсутствие подходящего жениха. В ряде случаев мы можем догадываться о том, какой из мотивов был определяющим, но одно ясно без всякого сомнения – отказ от мирской жизни имел совершенно разный смысл для князя и княгини, для мужчины и женщины. Мужчина вместе с постригом принимал на себя покаяние за былые грехи. В особенности это касалось князей, поскольку власть таила в себе соблазны гордыни, стяжания и так или иначе подразумевала под собой насилие над людьми, нередко вплоть до пролития крови. Именно поэтому мужчины принимали монашество чаще всего за несколько дней, а то и часов до кончины. Для женщины монашеское служение означало прежде всего переход от одного ряда обязательств к другим: отрекаясь от семейных уз и попечения о близких, женщина не отрекалась от них совершенно. Просто несколько менялся характер этого служения. На первом месте становилось очищение тела, души помыслов перед Богом молитвой, постом и смирением. Но такая женщина становилась крепкой молитвенницей за своего мужа, нередко покойного, за своих детей и близких.

Страницы: 1 2 3 4 5

Россия в постсоветский период
Новый этап в истории Отечества. Смена модели общественного развития. Либе­ральная концепция реформирования российского общества: переход к рыночным отноше­ниям, формированию гражданского общества и правового государства. Социально-экономические преобразования методом “шоковой терапии” и их результаты. Объективные и субъективные причины ...

Научная работа ученого
В 1948 г. А. Д. Сахаров был включен в научно - исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы был академик И. Е. Тамм. "Последующие двадцать лет, - писал А. Д. Сахаров, - непрерывная работа в условиях сверсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном научно-исследовательском ...

Как вы понимаете сущность эпохи смуты…..
Смута - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI– начале XVII в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и и ...