Идейная эволюция Наполеона
Страница 2

"В 1788 году, находясь на королевской службе, лейтенант Буонапартье писал: в Европе "остается очень мало королей, которые не заслуживают быть низложенными". Надо ли было выражать свои мысли яснее? В эпоху, когда подавляющее большинство передовых людей во Франции высказывалось в пользу конституционной монархии, юный лейтенант артиллерии в черновых записях ставил под сомнение законность самого института монархии и утверждал, что в двенадцати королевствах Европы монарший трон находится в руках узурпаторов. Это ли не революционные мысли?"[9].

Замечен факт, что, обосновывая свои мысли, юный Бонапарт прибегал к терминам ("народный суверенитет", "общественный договор", "социальный пакт" и др.), неопровержимо доказывающим, что уже в то время он был знаком с работами Жан Жака Руссо и находился под их влиянием.

Добавлю также, что некоторые следы влияния просветителей можно обнаружить и много позже. Например, даже в рукописи Лас Каза можно найти следующее высказывание:

"Человеческий разум сделал возможным три важнейшие завоевания: суд присяжных, равенство налогообложения и свободу совести, если только монархи не лишатся рассудка, они уже не станут нападать на эти три основы общественного договора"[10]

Уже к восемнадцати-двадцати годам у Наполеона сложилась собственная система взглядов. Суть их сводится к следующему: современный ему общественный строй плох и несправедлив, покоится на ложных основаниях, противоречащих естественным законам и естественной природе человека, чье общество, в отличие от животного мира, основано на согласии. "Люди рождаются ради счастья". Наслаждение благами жизни - вот высшее предназначение человека, обусловливаемое естественными законами. Но в современному обществу, по мнению Бонапарта, эти незыблемые естественные права попраны. Естественное стремление человека к равенству грубо нарушено, повсеместно господствует неравенство, а мир разделен на два класса: богатых (господствующих) и бедных (угнетенных). А сами богатство и роскошь гибельны: они развращают нравы, разлагают общество; богатство одних - немногих, основанное на нищете и страданиях других - большинства, - несправедливость, противоречащая человеческой натуре. [11]

Тем не менее, определенность взглядов Бонапарта наблюдалась не во всем. Он не имел устойчивого мнения о том, как преодолеть царящее зло, по какому пути следует идти, чтобы сделать мир лучше и привести его к согласию с природой.

"Бонапарт вполне определенен и решителен в негативных взглядах. Его критика общественного строя того времени последовательна и систематична. Эта критика подводит вплотную к революционным выводам, они логически вытекают из его рассуждений. Но последнего слова - как, когда и каким образом осуществить революционные выводы - автор не произносит вслух"[12].

А.З. Манфред в подтверждение своих слов приводит цитату из "Диалога о любви", произведения Бонапарта, в котором в действительности предметом диалога были не столько любовь, сколько вопросы гражданского долга и чувства "цивизма". Вот эта цитата:

"Народ порабощен. Вы видите быстро утверждающееся неравенство… Религия спешит утешить несчастных, у которых отняли всю их собственность. Она их хочет навеки сковать кандалами"[13].

В 1789 году юному лейтенанту было двадцать лет. Он, как пылкий почитатель просветителей и противник деспотизма, по мнению А.З. Манфреда, не мог не рукоплескать революции. "С первых же дней он был вместе с народом, совершившим чудо 14 июля, он был за революцию и против ее врагов"[14].

В Валансе, как и в остальных городах Франции, были созданы клубы. Один из них - "Общество друзей Конституции" - стал филиалом Якобинского клуба. Лейтенант Бонапарт одним из первых вступил в его состав.

Е.В. Тарле придерживается иного мнения по поводу отношения Наполеона к революции. Бонапарт, согласно его словам, учитывал, что французская революция открывает новые пути развития Корсики, пламенным патриотом которой он являлся, но самым главным, как подчеркивает Тарле, было то, что также открывались новые пути и для его карьеры, т.к. теперь личные способности могли содействовать восхождению человека по социальной лестнице. Вместе с тем, Бонапарт, будучи прирожденным деспотом, был преисполнен полнейшего презрения к народу, творящему революцию. Мне думается, как я уже указывал во введении, что А.З. Манфред оказался более близок к истине (учитывая и периоды в истории нашей страны, в которые писали оба историка: в трудах последнего прослеживается влияние отголосков Оттепели 50-60-х гг - монография вышла в 1971 году, тогда как Е.В. Тарле не мог показать Наполеона иначе как деспотом т.к тот являлся выразителем интересов буржуазии, а не пролетариата, что противоречило господствовавшей тогда коммунистической идеологии), кроме того, судя по тому, сколько внимания он уделил внутреннему миру Наполеона, А.З. Манфред с большей тщательностью изучил письменные источники, оставленные Наполеоном (его мысли, заметки, дневниковые записи, выписки из книг, размышления), кроме того он впервые прибегнул к изучению литературного наследия Бонапарта, потому больше доверюсь именно его мнению и сделаю следующий вывод: скорее всего Бонапарт в то время был искренним республиканцем по взглядам, а честолюбие, амбиции и жажда власти лишь потом взяли верх, и он пошел по пути укрепления своей власти, активно разбавляя это демагогией, но это будет много позже, и подробнее рассмотрим это ниже, а пока вернемся именно к "республиканскому" периоду его взглядов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

День третий 8 апреля
Третий, и предпоследний, день штурма точнее всего можно оха­рактеризовать одним словом — агония. Еще ночью гитлеровская верхушка предприняла отчаянную по­пытку вырваться из разрушенного, пылающего города и пробиться в Пиллау, откуда уходили отдельные суда в Гамбург. Во внутреннем дворе одного из городских фортов было сосредоточено неск ...

Военное искусство войск Ивана III на р. Ведроша (1500 г.)
Бой на р. Ведроша под Дорогобужем в 1500 г. является ярким примером успешных тактических действий русских войск Ивана III во время войны Московского государства с Литвой за возвращение русских земель. Так как Литва не выполнила условий мирного договора, Иван III двинул против нее две рати: одну – в юго-западном направлении на Брянск – ...

Экономическое и социально-политическое развитие Казахской ССР в 70-80 годы
Народное хозяйство республики в годы девятой пятилетки (1971 —1975 гг.) С 30 марта по-9 апреля 1971. г. в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, проходил XXIV съезд Коммунистической, партии -Советского Союза. Утвержденные съездом Директивы по девятому пятилетнему плану предусматривали новый, крупный шаг страны Советов по пути к коммунизм ...