Двоевластие
Страница 1

Своеобразие Февральской буржуазно-демократической революции заключалось в установлении двоевластия в стране:

буржуазно-демократическая власть была представлена Временным правительством, его органами на местах (комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским), в правительство вошли представители партий кадетов и октябристов;

революционно-демократическая власть — Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, солдатские комитеты в армии и на флоте.

В переходный период - с момента победы революции до принятия конституции и сформирования в соответствии с нею постоянных органов власти - действует Временное революционное правительство, на которое возлагается обязанность ломки старого аппарата власти, закрепление соответствующими декретами завоеваний революции и созыв Учредительного собрания, которое определяет форму будущего государственного устройства страны, утверждает изданные Временным правительством декреты, придавая им силу законов, и принимает конституцию.

Временное правительство на переходный период (до созыва Учредительного собрания) обладает как законодательно-распорядительными, так и исполнительными функциями. Так, например, обстояло дело во время Великой Французской революции конца XVIII в. Такой же путь преобразования страны после революционного переворота предусматривали в своих проектах и декабристы Северного общества, выдвигая на переходный период идею "Временного революционного правления", а затем созыва "Верховного собора" (Учредительного собрания). Так же представляли себе путь революционного переустройства страны, слома старой государственной машины и формирование новых органов власти все русские революционные партии в начале XX в., записавшие это в своих программах.[5]

Однако процесс формирования государственной власти в России в результате Февральской революции 1917 г. пошел по иному сценарию. В России создалось не имеющее аналогов в истории двоевластие.

Как уже было сказано, появление Советов - органов народной власти - относится ко времени революции 1905-1907 гг. и является важным ее завоеванием. Эта традиция сразу же возродилась после победы восстания в Петрограде 27 февраля 1917 г. Уже вечером этого же дня стал действовать Петроградский Совет рабочих депутатов. Он признал необходимым создать районные комитеты Советов и сформировать рабочую милицию, назначил в районы города своих комиссаров. Совет опубликовал воззвание, в котором изложил свою основную задачу: организация народных сил и борьба за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России. 1 марта Совет солдатских депутатов объединился с Советом рабочих депутатов. Объединенный орган стал называться Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. Помимо Петроградского совета в марте 1917 г. возникло свыше 600 Советов на местах, которые избрали из своей среды постоянно действующие органы власти - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, опиравшиеся на поддержку широких трудовых масс. Советы выполняли законодательно-распорядительные, исполнительные и даже судебные функции. К октябрю 1917 г. в стране насчитывалось уже 1429 советов. Возникали они стихийно - это было стихийное творчество масс. Наряду с этим были созданы и комитеты Временного правительства на местах. Так создалось двоевластие на центральном и местном уровнях.

В то время преобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так и в провинциальных, имели представителей партий меньшевиков и эсеров, которые ориентировались не на "победу социализма", полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное правительство, буржуазное по своему составу, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечить поддержку, а при необходимости и оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках Советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. [6]

Страницы: 1 2 3 4

Исторические последствия гражданской войны.
Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня более чем 8 млн. чел. Нет ничего страшнее в истории народа, чем братоубийственная война. Ничто не может возместить гибели людей – самого ценного, что может быть у государ ...

Корея накануне вторжения иностранных колонизаторов
В середине XIX в. в Корее господствовали феодальные отношения. Большинство обрабатываемых земель страны считалось собственностью государства. Значительную часть их составляли поместья короля, членов его семьи, высшей аристократии. К этой же категории относились и земли, приписанные вместе с проживавшими на них крестьянами к центральным ...

Приложения
Схема расположения Боярской Думы в системе государственных органов Заседание Боярской Думы Размещено на Allbest.ru [1] История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие / Р.С. Цейтлин, С.А.Сергеев.-2-е изд., испр. и доп. - М.:Омега-Л,2006.-125 с. [2] История государственного управления ...