Двоевластие
Страница 1

Своеобразие Февральской буржуазно-демократической революции заключалось в установлении двоевластия в стране:

буржуазно-демократическая власть была представлена Временным правительством, его органами на местах (комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским), в правительство вошли представители партий кадетов и октябристов;

революционно-демократическая власть — Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, солдатские комитеты в армии и на флоте.

В переходный период - с момента победы революции до принятия конституции и сформирования в соответствии с нею постоянных органов власти - действует Временное революционное правительство, на которое возлагается обязанность ломки старого аппарата власти, закрепление соответствующими декретами завоеваний революции и созыв Учредительного собрания, которое определяет форму будущего государственного устройства страны, утверждает изданные Временным правительством декреты, придавая им силу законов, и принимает конституцию.

Временное правительство на переходный период (до созыва Учредительного собрания) обладает как законодательно-распорядительными, так и исполнительными функциями. Так, например, обстояло дело во время Великой Французской революции конца XVIII в. Такой же путь преобразования страны после революционного переворота предусматривали в своих проектах и декабристы Северного общества, выдвигая на переходный период идею "Временного революционного правления", а затем созыва "Верховного собора" (Учредительного собрания). Так же представляли себе путь революционного переустройства страны, слома старой государственной машины и формирование новых органов власти все русские революционные партии в начале XX в., записавшие это в своих программах.[5]

Однако процесс формирования государственной власти в России в результате Февральской революции 1917 г. пошел по иному сценарию. В России создалось не имеющее аналогов в истории двоевластие.

Как уже было сказано, появление Советов - органов народной власти - относится ко времени революции 1905-1907 гг. и является важным ее завоеванием. Эта традиция сразу же возродилась после победы восстания в Петрограде 27 февраля 1917 г. Уже вечером этого же дня стал действовать Петроградский Совет рабочих депутатов. Он признал необходимым создать районные комитеты Советов и сформировать рабочую милицию, назначил в районы города своих комиссаров. Совет опубликовал воззвание, в котором изложил свою основную задачу: организация народных сил и борьба за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России. 1 марта Совет солдатских депутатов объединился с Советом рабочих депутатов. Объединенный орган стал называться Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. Помимо Петроградского совета в марте 1917 г. возникло свыше 600 Советов на местах, которые избрали из своей среды постоянно действующие органы власти - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, опиравшиеся на поддержку широких трудовых масс. Советы выполняли законодательно-распорядительные, исполнительные и даже судебные функции. К октябрю 1917 г. в стране насчитывалось уже 1429 советов. Возникали они стихийно - это было стихийное творчество масс. Наряду с этим были созданы и комитеты Временного правительства на местах. Так создалось двоевластие на центральном и местном уровнях.

В то время преобладающее влияние в Советах, как в Петроградском, так и в провинциальных, имели представителей партий меньшевиков и эсеров, которые ориентировались не на "победу социализма", полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное правительство, буржуазное по своему составу, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечить поддержку, а при необходимости и оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках Советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. [6]

Страницы: 1 2 3 4

Анализ причин краха столыпинских реформ
Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Как показал опыт Пруссии, для удачного проведения консервативной политики необходимо б ...

Ассирия – первая торговая держава
До XV века до нашей эры такого названия не существовало, а города, позднее вошедшие в качестве ядра в эту державу, были разного этнического происхождения. Ниневия первоначально была, по-видимому, хурритским городом; Ашшур – аккадским. В конце этого века Ашшур стал независимым городом, богатевшим на торговле между Малой Азией и Месопотам ...

Значение Боярской думы в государственном управлении России в XV-XVI вв.
XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельности Боярской Думы. Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению. Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами ни ...