Политические взгляды революционера
Страница 1

История » Сунь Ят-сен » Политические взгляды революционера

Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ят-сена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

народовластие (учреждение республики);

народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», - писал он.[7]

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ят-сен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ят-сен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

Страницы: 1 2

Итоги ВОВ, источники победы
Великая Отечественная война продолжалась более четырех лет. Людские потери за ее время составили 95% от общих потерь за всю ВМВ, а стоимость уничтоженных материальных ценностей еще выше. Из общего числа людских потерь за войну, на долю СССР приходится около 20 млн. человек. Такие огромные потери Советской стороны объясняются (помимо пр ...

«Игра в царя»
Показательны исторические примеры, проводимые и анализируемые Б. Успенским. Так, дважды (во всяком случае, это достоверно известно) первый венчанный царь и самодержавен всея Руси Иван Грозный предпринимал «игру в царя», усиживая на свой престол мнимого царя, самозванца, сопровождая этот акт шутовской церемонией. Первый раз Иван «играет ...

Итоги
Россия нуждалась в мире. В Прибалтике перешли в наступление шведы, крымцы возобновили набеги на южных рубежах. Посредником в мирных переговорах выступил папа Григорий XIII, мечтавший расширить влияние папской курии на Восточную Европу.[40] Переговоры начались в середине декабря 1581 г. в небольшой деревушке Яме Запольском. Съезды послов ...