Погромы

Одним из худших проявлений анархии, охватившей в 1919г Украину, была широкая волна погромов. Во время революции застарелая ненависть к евреям подогревалась среди антибольшевистских сил широко распространенным мнением о том, что евреи симпатизируют большевикам. Фактически же большинство евреев вообще стояли в стороне от политики, а те кто относился к марксистам, обычно были меньшевиками. В тоже время нельзя отрицать того факта, что евреев было непропорционально много в большевистском руководстве, среди командиров продотрядов и особенно – во всеми ненавистном ЧК. Вследствие этого во всеобщем хаосе именно евреи стали объектом сведения старых счетов и жертвой новых несчастий.

По оценкам историков, во время погромов в Украине 1919 – 1920 гг погибло от 35 до 50 тыс. евреев. Специалист по истории гражданской войны в Украине и на юге России Питер Кенез отмечает, что «до прихода Гитлера наиболее массовое уничтожение евреев в новейшее время произошло в Украине во время гражданской войны. За избиение евреев несут ответственность все участники событий, даже большевики. Однако наибольшее количество жертв приходится на Добровольческую армию ( белых). Программы, организуемые белыми, отличались от массовых убийств, учиненных их противниками; они были более методичными, тщательно организованными, иначе говоря наиболее современными Остальные программы были делом рук крестьян. К тому же в программах Добровольческой армии принимали участие три разных силы: крестьяне, казаки и русские офицеры… Необычайно кровавый характер этих зверств можно объяснить тем, что эти три типа убийц дополняли один другого».

Хотя главную ответственность за погромы несет Добровольческая армия, двигавшаяся в Украину с Дона летом 1919г, серию погромов учинили также и силы Д. (особенно не регулярные подразделения атаманов). Наиболее серьезные произошли в Проскурове, Житомире, Черкассах, Ривном, Фастове, Коростене и Брахмаче. Из них наиболее диким и жестоким был погром в Проскурове в феврале 1919г, спровоцированный атаманом Семесенко, во время которого погибло несколько тысяч евреев.

В целом погромы учиненные украинцами отличались от тех, что организовывали белые, двумя особенностями: во-первых, в противоположность заранее подготовленным, обдуманным действиям русских они были спонтанными вспышками насилия со стороны деморализованных, часто перепившихся ополченцев; во-вторых, происходили они вопреки запретительным приказам высшего командования. В отличие от белогвардейских генералов украинские социалисты, особенно социал-демократическая партия, к которой принадлежал Петлюра, имели за плечами давнюю традицию дружественных отношений с еврейскими деятелями. Не случайно Д. восстановила еврейскую национально культурную автономию, привлекла к участию в правительстве известных еврейских деятелей (например, А. Марголина и С. Гольдельмана), выделяла значительные денежные средства для жертв погромов и даже вела переговоры с выдающимся сионистским лидером В. Жаботинским о включении отрядов еврейской милиции в свою армию.

Однако какими бы добрыми намерениями не руководствовался Петлюра в своих отношениях с евреями, он был не в состоянии удержать атаманов (смертельные приговоры и последующие расстрелы Семесенко и нескольких других не улучшили положение), и их жуткие преступления обычно ассоциируются с его правлением. К тому же для многих евреев, в большинстве своем русифицированных, намного легче было взвалить всю вину за погромы именно на Петлюру и украинцев, чем на Деникина и его генералов.

Начальный период жизни Пестеля.
Павел Иванович Пестель родился в 1793 году. Он происходил из дворян смоленской губернии. Его предками были выходцы из Саксонии. Его отец, Иван Борисович, был действительным статским советником, занимал различные должности на общественной и государственной службе. При императоре Павле I он оказался в опале и был отстранен от всех должнос ...

День третий 8 апреля
Третий, и предпоследний, день штурма точнее всего можно оха­рактеризовать одним словом — агония. Еще ночью гитлеровская верхушка предприняла отчаянную по­пытку вырваться из разрушенного, пылающего города и пробиться в Пиллау, откуда уходили отдельные суда в Гамбург. Во внутреннем дворе одного из городских фортов было сосредоточено неск ...

Взаимодействие финнов и других народов (культурная, бытовая сфера)
Наряду с русификацией коренного населения Ингерманландии наблюдался и обратный процесс: народы Ингерманландии оказывали большое влияние на русских, вследствие чего, что, в общем, естественно в таких случаях, менталитет русских переселенцев постепенно стал изменяться и походить на финско-ингерманландский. В свою очередь русские в Ингрии ...