Борьба Гераклеополя и Фив

Египет в эпоху Среднего Царства » Борьба Гераклеополя и Фив

Эти города занимали большое место в экономической жизни страны, что в некоторой степени объясняется их выгодным географическим положением. Гераклеополь находился на стыке между дельтой и долиной и находился на скрещении торговых путей, что было выгодно, а также его территория включала весь бассейн Фаюмского оазиса, Это была довольно значительная плодородная низменность, хорошо орошаемая Нилом. Большое озеро, расположенное в Фаюмском оазисе, хранило в себе запас избыточной воды больших наводнений. Благодаря этим условиям местное население могло с успехом заниматься земледелием.

Южный центр Египта — Фивы — также занимал выгодное географическое положение. Здесь скрещивались другие, не менее важные торговые пути. Через Фивы шёл важный торговый путь, соединявший Египет с побережьем Красного моря. Отсюда египтяне совершали плавания по Красному морю на север, к берегам Синая, где находились богатые медные рудники, а также на юг, в далёкую загадочную страну Пунт, всегда манившую египтян своими богатствами. Гераклеополь и Фивы, начав в середине третьего тысячелетия до н. э. борьбу за преобладание и господство в Египте, должны были рано или поздно открыто столкнуться между собой[1, с. 175].

Столкновение с Севером становилось неизбежным, хотя последствий страшились и Гераклеополь и Фивы. Первым выступил на арену политической борьбы Гераклеополь. По мере ослабления центральной власти в период распада Египта правители Гераклеополя усиливались, стремясь подчинить своему влиянию весь Египет и объединить его под своей властью.

Первоначально успех был на стороне нижнеегипетских войск, лучше обученнных и оснащенных. Иногда им удавалось одерживать впечатляющие победы над силами Юга.

Потом борьба долго шла с переменным успехом, но исход её был предрешен. Гераклеопольские цари зависели от своих номархов – по сути вынужденных союзников, при первой же крупной неудаче готовых оспорить первенство своих царей. Фиванским правителям прочная основа сложившегося государственного объединения позволила без особого риска преодолевать полосы военных неудач и потерь. Едва же наметились первые признаки неуспеха северян как гераклеопольская держава тут же теряет свою монолитность. Южно-египетская фиванская IX династия постепенно устанавливает контроль над всей территорией Египта[3, с. 86].

Окончательным победителем в этой борьбе оказался фиванский царь Ментухотеп, который восстановил единое Египетское государство. В одной надписи, сохранившейся от его времени, говорится о том, что он «заключил в оковы вождей обеих стран, покорил Южную и Северную страну, чужие земли и обе области Египта». Значение этой надписи подчёркивается рельефным изображением, рисующим сцену царского триумфа над четырьмя врагами: наряду с нубийцем, жителем Азии и ливийцем художник изобразил здесь египтянина в качестве четвёртого врага царя, очевидно, намекая на победу Ментухотепа над Гераклеополем[1, с. 176].

Ментухотеп стал основателем ХI общеегипетской династии (ХХI в. до н. э.), которая объединила разрозненные номы в сильное централизованное государство. Начался новый расцвет египетского общества, государства и культуры, который продолжался около трех столетий и получил название Среднего царства[4, с. 42].

Цивилизация Иудеи
Еврейская цивилизация стала последней из значимых цивилизаций западно-семитской суперэтнической целостности. Аморейско-сутийские племена, ставшие основой израильского племенного союза (двенадцати колен израильских) дольше всех аморейских племён перебирались с места на место, пока уже в конце XIII веке до нашей эры не вторглись на террит ...

Начало турецкого книгопечатания
В царствование Ахмеда Ибрагимом Басмаджи была основана первая турецкая типография. Советскими историками показано, что главную роль в основании первой типографии сыграл Ибрагим Мюте-феррика. Однако велика заслуга и сотрудника Мю-теферрики - Мехмеда Сайд-эфенди - сына Йирмисе-киза Мехмед-эфенди, который сопровождал отца в поездке во Фран ...

Конец Новгорода
Новгород, как цель, теперь был обозначен в Москве не как соперник её государя, но как враг веры, пособник католического Рима и как рассадник ереси. В принципе, эта формулировка вполне соответствовала действительности. Новгород, на протяжении 700 лет живший своими традициями, был особым миром. Этот реликт древней Киевской Руси, сохранивш ...