Изменения в материальной культуре и в быту.
Страница 2

История » Развитие марийского края в 19 веке » Изменения в материальной культуре и в быту.

Декор /украшение/ жилища и построек в прошлом отличался простотой, выполняя магически — охранительные и эстетические функции. У ворот усадьбы и возле избы ставились шесты с резными скульптурными изображениями птиц. Изображениями головы коня или птицы украшались охлупни крыши избы. В XIX веке украшение жилищ и построек становилось более разнообразным. С перепланировкой селений по уличному плану, когда на улицу стали обращаться фасады домов и дворовые ворота, крестьяне стали больше обращать внимание на их декор. Марийцы, знакомые с техникой долбленой или углубленно- выемчатой резьбы, которой они украшали посуду и утварь, переносили ее на детали жилища и других строений. Ногтевидными, трехгранно- выемчатыми и другими порезками они украшали наличники окон, подкарнизные доски, столбы и полотнища ворот. Преобладающий орнамент—геометрический, с древности характерный для искусства финно-угров. Использовались также стилизованные элементы зооморфного /животного/ орнамента /фигуры водоплавающей птицы, оленя, коня, головы животных и др./. Растительный орнамент чаще изображался в виде розетки, елочки или колоска. Нередко встречались солярный /в виде солнечного круга с лучами/ и шнуровой /изображение веревочки/ орнаменты. С конца XIX века в украшении марийских изб стали использоваться виды русской резьбы — рельефная и прорезная или пропильная.

В костюме марийцев отразились стремление соответствия экологическим особенностям региона, сложные многовековые этнокультурные связи с соседями и социально — экономические изменения. Все это определило формирование локальных различий марийского костюма.

Основными компонентами женского костюма были холщовые туникообразная рубаха, распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан, передник, в прошлом без нагрудника, штаны, шерстяной тканый пояс. Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а празднично — обрядовая одежда еще блестками, бисером, тесьмой и др. У восточных мариек распространилась пестрядинная рубаха с широким сборчатым подолом, которую часто носили без пояса. Вышивка у них заменилась ткаными узорами.

Верхней одеждой мариек являлись прямоспинные и отрезные сборчатые кафтаны из домашнего или фабричного сукна. Праздничные и свадебные кафтаны отделывались позументом, бисером и блестками. Зимой надевали кафтаны на подкладке и шубы нагольные и крытые. Подпоясывали верхнюю одежду самоткаными или фабричными кушаками. Обувью служили лапти, кожаные сапога, валенки. Долгое время бытовал обычай обертывать голени ног черными суконными онучами.

Головные уборы мариек были разнообразны. Девушки носили убор — налобную повязку, имеющий аналоги с рядом народов Поволжья, Прибалтики и Севера. Женский головной убор был трех типов: конусовидный колпак с затылочной лопастью, головное полотенце и венец с жестким прямоугольным верхом /сорока/. Все они изготовлялись из холста и украшались вышивкой. Ранее марийки всех групп носили высокий убор «шурка» на берестяном каркасе, обтянутый холстом, украшенный вышивкой, бусами, раковинами —ужовками, блестками и др., сходный с убором мордовок и удмурток.

Женский костюм дополняли съемные украшения из бисера, блесток, раковин, пронизок и монет. Глубоко традиционны и длительное время бытовали ушные подвески, серьги , нередко в сочетании с шейным украшением, нагрудные застежки — сюльгамы, накосники, браслеты, кольца и перстни, поясные подвески и др. Получили распространение заимствованные виды от тюркских соседок: головное, массивный нагрудник, чересплечное и др.

В результате длительной эволюции, этнокультурных взаимовлияний, степени сочетания традиционных и заимствованных форм складывалась локальная специфика марийского костюма. К концу XIX — началу XX веков четко различались пять костюмных комплексов у различных территориальных и этнических групп марийцев. Одним из основных признаков выделения является форма женского головного убора. Луговые марийцы различали между собой три группы костюма. Марийцы, про — живавшие вокруг г. Царевококшайска и далее к северо-западу от него назывались «сорокан марий» /мари с головным убором «сорока»/. Проживавшие на северо-востоке Марийского края назывались «шымакшан марий» /марийцы с головным убором «шымакш»/. Марийцы юго-востока края назывались «шарпан- нашмакан марий» /марийцы с головным убором «шарпан-нашмак»/. Своеобразными были комплексы костюмов горных и восточных марийцев. Первые близки к юго-восточному комплексу, вторые - к северо-восточному.

Традиционную мужскую одежду составляли холщевые рубашка и кафтан, отделанные вышивкой, холщевые и суконные штаны в соответствии с сезоном. Рубашка, во многом сходная по покрою с женской, была короче в подоле и менее орнаментирована вышивкой. У штанов были длинные штанины. Верхнюю одежду дополнял тулуп и азям. Мужчины чаще носили кожаную обувь. Традиционные головные уборы — летом валяная шляпа с набольшими, загнутыми кверху полями, осенью и зимой суконная или меховая шапка в виде башлыка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Альтернативность в истории как подход к анализу вариативности развития послевоенной Европы. Понятие и сущность альтернативности в историческом процессе
История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в ...

23 августа - конец Курской битвы
Пятьдесят дней продолжалась Курская битва – одна из величайших битв второй мировой войны. Она делится на два периода. Первый – оборонительное сражение советский войск на южном и северном фасе Курского выступа – начался 5 июля. Второй – контрнаступление пяти фронтов (Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного) – начался ...

Конногренадеры.
В годы Тридцатилетней войны в различных ар­миях при осаде и обороне крепостей набирали на время из обычных полков крепких и рослых сол­дат и обучали их метанию ручных гранат. Таких воинов и называли гренадерами, то есть, до­словно, «метающими гренаду (гранату)». Испол­нив поручение, они возвращались в свои мушке­терские или кавалерийски ...