Изменения в материальной культуре и в быту.
Страница 1

История » Развитие марийского края в 19 веке » Изменения в материальной культуре и в быту.

Природно-климатические условия края наложили определенный отпечаток на специфику материальной культуры марийцев: на их поселения, жилища и постройки, одежду и другие части костюма, пищу и утварь, средства передвижения и транспортировки. Для марийцев издавна характерен приречно-овражный тип расселения. Помимо важности в быту самой воды, к ней вынужден был приютиться человек лесной зоны и потому, что здесь, на берегу реки, озера всегда находилось место для жилья, свободное от сплошного леса. В прошлом локальные группы марийцев получали свое название от реки, возле которой проживали. Название многих марийских деревень содержат в себе конкретный или абстрактный водный источник /река, ручей, родник, озеро, болото/. Значительная группа деревень содержит в себе имя первопоселенца. Немало деревень получило название от характера леса, возле которого они возникли /ельник, березняк, дубрава и др./. Поселения марийцев небольшие, даже в конце XIX — начале XX веков у них пре — обладали мелкие деревни /менее 50 дворов/. Вплоть до середины XIX века в марийских деревнях не было улиц. Их деревни представляли собой беспорядочно расположенные несколько групп усадеб, между которыми извивались тропы и дороги. Каждая группа — это отдельная семья в несколько поколений по отцовской линии. Такое кучевое расположение усадеб отражало древний принцип расселения марийцев родственными группами. Очевидно, селения марийцев в прошлом являлись поселениями— усадьбами каких —либо родственных групп. Следы существования поселения — усадьбы, все население которого было связано родственными узами, сохранились в названиях деревень типа Якай — сурт, Янки- илем, носящих имя первопоселенца—родоначальника. Между группами всегда оставалось известное расстояние, учитывая дальнейшее прибавление и рост семьи, что предполагало расширение усадьбы, прибавление строений и др. При излишнем разрастании семьи /несколько поколений, несколько супружеских пар/, когда в пределах усадьбы становилось тесно, а место для расширения исчерпано, одна из супружеских пар шла на выдел /младший брат или старший сын домохозяина/. Коренная семья помогала выделенцам обустроиться на новом месте.

Перепланировка деревень, их застройка по уличному плану, проводимая административным путем в нерусских деревнях государственных крестьян с 40-х годов XIX века, затянулась почти до его конца. Дома ставились на линии улицы, фасадом к ней, дворовые строения примыкали к жилому дому. Усадьба приобретала прямоугольное очертание.

В старинной традиционной усадьбе дворовые постройки ставились произвольно, разбросанно, поэтому в плане она была неправильна. Она кругом огораживалась. Помимо дворовых строений на усадьбе был огород, хмельник, гумно, рощица для семейных молений, баня. Деревья и кустарники — непременный атрибут марийского двора и усадьбы. Обилие зелени в марийской деревне подчеркивали многие очевидцы.

Традиционное жилище марийцев — срубная изба с двускатной крышей, как и у других народов лесной полосы. В прошлом изба не имела сеней, перед входной дверью ставился навес из жердей и досок. Вместе с перепланировкой селений происходили изменения во дворе и жилище, выражающиеся в их более компактном и связанном расположении. Сени и крыльцо постепенно становятся распространенным явлением. Преобладали два типа жилища: изба + сени и изба + сени + изба. В интерьере избы значительное место занимала печь /глинобитная, позднее кирпичная/, вдоль стен — массивные неподвижные лавки, используемые для сна, стол, полки для посуды, перекладины и крюки для одежды, вышитые полотенца на стенах. Над шестком печи подвешивался котел для варки пищи. По соседству с русскими у марийцев избы были с кухонной перегородкой, русской печью и полатями. В татарском окружении марийская изба имела другой интерьер: печь с вмазанным котлом, широкие нары вдоль передней стены, занавес вместо кухонной перегородки, малые занавески на стенах и других частях жилища. Печь в марийской избе ставилась обычно у входной /задней/ стены, на некотором расстоянии от обеих стен. Устьем печь обычно обращалась к фасадной /передней/ стене, к окнам, выходящим на улицу. Избы с такой планировкой являлись у марийцев преобладающими. Среди горных марийцев встречалась обратная планировка жилища, где печь ставилась, отступя от задней стены, но устьем обращалась к ней, что было характерно для мордвы.

Из дворовых построек марийцев повсеместно необходимыми являлись амбар или клеть, погреб, хлева, сарай. Оригинальной постройкой является двухэтажный амбар — клеть с галереей на уровне второго этажа, аналогичная «кеносу» удмуртов. Одной из старых традиционных по — строек является летнее жилище — кухня—«кудо». Это легкое срубное строение без пола и потолка с открытым очагом и подвесным котлом. В прошлом здесь проводились семейно — родовые моления и обряды. Верхний этаж амбара—клети служил хранилищем имущества и летней спальней молодых супругов, в нижнем хранили зерно и продовольствие. К числу архаических построек относились ямные сооружения — погреб и овин. Их коническое в прошлом покрытие из жердей сменилось срубом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)
Переход от войны к миру. Международное положение РСФСР в начале 20-х годов. Экономический и социально-политический кризис в стране в конце 1920 – начале 1921 г. Х съезд РКП(б). Введение новой экономической политики, ее цели и сущность. Мероприятия нэпа в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и финансах. Противоречивость новой эк ...

История книгопечатания, слонимская типография
Изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в социально-политической и историко-культурной жизни человечества. К. Маркс считал книгопечатание одной из необходимых предпосылок буржуазного развития. Ф. Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15-16 вв. «после тёмной ночи Средневековья», называет среди них и изобр ...

Правление Селима I
Война в Азии продолжалась при Селиме I (1512-20). Кроме обычного стремления османцев к завоеваниям, у этой войны была и религиозная причина: турки были суннитами, Селим, как крайний фанатик, страстно ненавидел персов-шиитов, по его приказу было истреблено до 40 000 шиитов, живших на османской территории. Война велась с переменным успехо ...