Изменения в материальной культуре и в быту.Страница 3
Мужчины ввиду большей социально-хозяйственной подвижности и связи с рынком в большей степени переходили на нетрадиционные формы костюма, особенно со второй половины XIX века. Они перенимали их у соседей, чаще носили одежду из фабричных тканей. На новые формы одежды, головных уборов и обуви в' основном переходили марийцы пригородных и притрактовых селений, занимавшиеся лесными и другими отхожими промыслами, зажиточная верхушка, особенно молодое поколение. Среди марийцев стали распространяться русские рубашки — косоворотки и штаны из фабричных тканей, широкополые шляпы, фуражки и картузы, шапки—ушанки и кубанки, сапоги «в гармошку», татарские кафтаны и безрукавки, тюбетейки. Последние встречались среди восточных марийцев. Служащие и интеллигенция носила отдельные формы городского костюма.
Разнообразная хозяйственная деятельность, богатство флоры и фауны региона были основой для своеобразного питания марийцев. В их пищевой рацион входили разнообразные компоненты. Земледелие и огородничество обеспечивали марийскую кухню хлебом, другими изделиями из теста, овощами; животноводство — мясной пищей, молочной продукцией и яйцами. Марийская кухня существенным образом дополнялась продукцией непроизводящих отраслей хозяйства. Охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство поставляли на стол марийских семей дичь, рыбу, мед, ягоды, грибы, полезные травы.
Этнические особенности пищи марийцев, опирающиеся на давние традиции, отражают своеобразные вкусы и привычки. Как в отношении состава пищевых продуктов, так и в способах приготовления и потребления различных блюд. Обогащению меню марийской кухни способствовали социально - экономические изменения и этнокультурные связи с соседними народами. Несмотря на то, что пища марийцев не отличалась особой сложностью в ее приготовлении, ее составляющие компоненты и технология имели определенную специфику и разнообразие.
Основу традиционной пищи марийцев составляла продукция земледелия, получаемая из зерновых культур в виде муки и крупы. Мучные и крупяные изделия и блюда являлись необходимыми и обязательными на повседневном и праздничном столе, а также ритуальным кушаньем во время молений и жертвоприношений, общественных и семейных обрядов. Мука использовалась главным образом ржаная, овсяная и ячменная, реже полбенная, гречневая, гороховая, пшеничная. Эти же культуры и в такой же степени, а также просо, использовались для крупы. Муку размалывали на водяных и ветряных мельницах, там же производилась на особых поставах обдирка в крупу. Для ритуальных кушаний муку нередко мололи ручными мельницами.
Хлеб считался главным продуктом питания, главной пищей. Его выпекали на поду печи из ржаного кислого теста. Из такого же теста пекли лепешки на сковороде. В-прошлом, до появления духовой печи, хлеб пекли в золе очага. В то время хлеб выпекали из теста яровой муки /ячмень, овес, полба/, нередко из пресного теста. Пресные лепешки в виде булочек— одно из распространенных хлебных изделий из яровой муки. В праздничное время лепешки замешивали на молоке или сливках.
Празднично — обрядовым блюдом являлись блины и оладьи из кислого ярового теста, выпекаемые на сковороде в горящей печи. Оладьи пекли также во время похорон и клали с покойником в гроб.
Из хлебного кислого теста часто пекли ватрушки в виде круглых крупных лепешек с начинкой сверху из творога, толченого поджаренного конопляного семени или толченого с молоком картофеля /часто картофель смешивали с семенем/. Нередко для ватрушек сочень делали из пресного ярового теста.
Популярным кушаньем марийцев были пироги: крупные из кислого хлебного теста, мелкие из пресного с самой разнообразной начинкой /мясо, дичь, рыба, овощи, ягоды, крупа и др./, причем начинка состояла из не менее чем 2—3 компонентов. Оба вида пирогов выпекались в печи. Старинным, глубоко традиционным кушаньем марийцев были пироги — вареники из пресного теста с начинкой из мелкорубленого мяса или дичи /подкогыль/ и творога, отвариваемые в котле.
На крупе, получаемой из зерна всех возделываемых культур, марийцы варили густую кашу, а из муки — жидкую кашу. Из овсяной, гороховой и конопляной муки варили кисель. Традиционным кушаньем марийцев было толокно, которое варили из овсяной, ячменной или ржаной солодовой муки.
Любимое традиционное первое блюдо марийцев — «лашка» в виде клецок из теста. Лашка из кислого теста варили на воде, пресного — молоке. Суп с кислыми клецками заправлялся мясом, рыбой, горохом, грибами, смотря по вкусу и наличию продуктов, а также кислым молоком или сливками. Клецки на молоке заправлялись сырыми яйцами. Позднее обязательным компонентом стал картофель. Лашка являлась непременным блюдом в старом свадебном обряде. Один из его моментов — публичное приготовление и угощение лашкой участников обряда невестой в доме жениха. Этим невеста — молодушка демонстрировала свои кулинарные способности. Позднее угощением новобрачной стали блины.
В качестве первого блюда употреблялись также овощные супы с крупой, горохом или конопляным семенем, луком, брюквой или репой, позднее с картофелем, щи с капустой, простые или на молоке, супы мясные, рыбные и др. Летом употреблялись холодные супы—похлебки из овощей типа окрошки на воде или квасе, из свежих ягод на молоке.
Перед катастрофой
Теперь нам нужно вернуться в центральные области мусульманского мира – туда, где шумели многолюдные города, где поэты писали стихи и искусные ремесленники возводили дворцы, подобные луне и солнцу. Всё это – дворцы, искусства, торговля – всё это было порождено Сжатием, но то была лишь одна сторона действительности – потому что другой сто ...
Раскопки земляных курганов методом секторов и кольцевых траншей
Это широко распространенный метод исследования средних и малых земляных курганов в степной и лесостепной зонах страны без применения раскопочной техники. Этим способом исследуют курганы размером примерно до 30 м в диаметре 1—1,5м высоты. Процедура исследования состоит из подготовительных, предраскопочных работ, раскопок насыпи и исследо ...
Буддизм
Но особенно остро проблема консервативной традиции, ее прочной связи со значительными массивами архаических структур, оказавшихся за бортом исторического прогресса, стояла (и во многом еще стоит) перед реформацией буддизма, одной из древнейших мировых религий. Особое значение для его реформаторского обновления имело то, что в предшеству ...