Изменения в материальной культуре и в быту.
Страница 4

История » Развитие марийского края в 19 веке » Изменения в материальной культуре и в быту.

Марийцы питались мясом всех домашних животных и птиц. Особо лакомым считалась конина, являвшаяся также лучшей жертвой высшим богам. Язычествующие марийцы не употребляли в пищу свинину. В повседневном быту марийцы мясом питались умеренно /супы, каши, пироги/. Мясо подавалось на стол в качестве второго блюда после супа. Большинство марийцев не соблюдало постов, употребляя мясную пищу хотя и круглый год, но в основном во время праздников и обрядов, молений и жертвоприношений. Использовали в пищу кровь животных, которую сцеживали в чашу с крупой. Из крупы с кровью делали биточки и варили в супе, набивали кровяно-крупяной массой кишки, добавляли кусочки мяса и сала и делали излюбленное традиционное блюдо в виде кровяной колбасы /вур сокта/. Но чаще сокта делали без крови. Ее отваривали в котле и, разрезая на кружки, подавали на стол. Позднее отварную колбасу поджаривали на сковороде в духовой печи. Тушение и" жарение мяса, как и других продуктов, пришло к марийцам из русской кухни. Монтаж металлопластиковых труб stryr.ru.

Ввиду длительного сохранения охотничье-рыболовческих традиций в рационе питания марийцев немалое место занимали дичь и рыба. В конце XIX — начале XX вв. они употребляли в пищу главным образом мясо лосей, зайцев, диких уток, рябчиков, куропаток, тетеревов, глухарей и др. Ранее ели оленину и медвежатину, мясо белок, барсуков, лесных голубей. Дичь варили в супах, использовали для начинки пирогов. Традиционное блюдо — биточки из зайчатины делали из рубленого мяса, смешанного с крупой и мукой, варили в котле с супом. Охотники и лесопромысловики использовали старый способ — выпекали в золе костра тушки птиц, обмазанные глиной, которая в готовом виде легко удалялась вместе с перьями.

Для хранения мясо домашних животных и дичи солили или сушили. По примеру тюркских соседей соленую конину или говядину хранили заправленными в конские или говяжьи кишки, что встречалось у восточных и части луговых марийцев.

Разнообразно употреблялась в пищу рыба. Ее отваривали в супах, пекли в пирогах, заготавливали впрок в соленом, вяленом и сушеном виде. Позднее распространилось жарение рыбы, нередко с яйцами, луком и картофелем.

Широко употреблялись в пищу молочные продукты, преимущественно в переработанном виде. Из молока собирали сливки для сбивания масла, которые использовались для сдабривания вареных и печеных кушаний и блюд /наряду с жиром — салом/. Традиционно масло сбивали в высоких цилиндрических деревянных сосудах—маслобойках с помощью поршня на длинной палке. Прокисшее молоко отжимали в холщевом мешочке с клиновидным дном и получали творог. Из него, добавляя сырые яйца и соль, делали сырки /туара/ в виде крутлых лепешек, которые выпекали в духовой печи. Туара помимо повседневного и праздничного кушанья считалось обязательным во время семейных обрядов и молений. Сырок водружали поверх горки блинов или ритуального каравая хлеба. Праздничным блюдом являлись мелкие сушеные сырки, плотно расставленные ребром в чаше и залитые топленым маслом. Из кипяченого парного молока, разлитого по чашам для остывания и заквашивания получали праздничное кушанье «умбалан шбр» или «шорвал». Простокваша и пахта из-под сбитого масла в летнее время использовались в качестве холодных блюд — окрошки с зеленым луком и болтушки с овсяной мукой или толокном. Творог шел на начинку ватрушек и пирогов — вареников.

Яйца помимо сдабривания пищи в сыром виде употреблялись в пищу во время праздников и обрядов сваренные вкрутую. Крещеные марийцы красили их на праздник «Кугече» /Пасху/. Традиционным блюдом считалась яичница—омлет /салма муно/ — сырые яйца, замешанные на молоке и запеченные в сковороде в духовой печи, которое готовили на праздники и обряды. Яичницу типа селянки запекали в глиняных плошках, добавляя крошеный зеленый лук и картофель.

В качестве напитков марийцы употребляли ключевую или колодезную воду, простоквашу, пахту, разведенные водой кислое молоко и творог, отвары трав и овощей, березовый сок, овощные и хлебные квасы, позднее натуральный чай. Во время праздников, обрядов и молений пили алкогольные напитки собственного изготовления — пиво из солода и хмеля, напитки на меду, позднее самогонная водка, из покупных алкогольных напитков со времени массовой христианизации стали водка, вина и пиво.

Для варки и выпекания пищи, для горячих блюд использовалась металлическая и глиняная посуда (котлы, горшки, плошки, сковороды, кружки). Долгое время и широко бытовала деревянная посуда и утварь, использовавшаяся для хранения продуктов, для готовки и приема кушаний и блюд. Во время молений применялась исключительно деревянная посуда, за исключением котлов, в которых отваривалось жертвенное мясо в бульоне или в каше. В прошлом использовались и кожаные сосуды для хранения мяса и молочных продуктов, аналогично тюркским соседям. Так, еще в начале XX века во время свадебного обряда в кожаную суму главы свадьбы укладывали по обычаю в качестве гостинцев родне невесты обрядовые кушанья (хлеб, блины, творожный сыр, яичница—омлет).

Страницы: 1 2 3 4 5

«Социалистический лагерь»
Восточноевропейским странам принимать американскую помощь Сталин запретил – здесь была его вотчина. Советский Союз лишь однажды выполнил свои обязательства по проведению свободных демократических выборов в странах, вошедших в его зону влияния. В 1946 году такие выборы состоялись в Венгрии. Их результат был обескураживающим – абсолютное ...

Исторические последствия Гражданской войны
В Гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть. Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов. Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению, и «начатое "почти святыми", оно попало в руки "почти ...

Восстановление церковной самостоятельности
Вторая половина XIX столетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа за свою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за восстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860 г. 3 апреля 1860 г. во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константиноп ...