Кирилло-Мефодиевское общество. Весной 1846 г.Страница 1
Т.Г.
Шевченко вступил в члены тайной политической организации — Кирилло-Мефодиевского общества. Эта антикрепостническая организация была создана в Киеве в начале того же года и названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Кирилло-Мефодиевского общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служащий канцелярии генерал-губернатора Н.И. Гулак, учитель с Полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним присоединился украинский писатель П.А. Кулиш) при помощи литературно-просветительской пропаганды распространяли идеи освобождения всех славянских народов и создания единой славянской федеративной республики.
А Т.Г. Шевченко, став членом этой организации, добивался, чтобы включить в ее программу задачи уничтожения, крепостного права и свержения самодержавия путем массового народного восстания. Революционно настроенная молодежь горячо поддерживала великого поэта (например, студенты Киевского университета А.А. Навроцкий, И.Я. Посяда, Г.В. Андрузский). Однако большинство основателей общества продолжало отстаивать либеральные идеи проведения реформ «сверху» — будто бы единственного реального способа улучшения существующего строя.
Тайные заседания общества проходили в непрерывных принципиальных спорах его членов, стоявших на разных общественно-политических позициях. Шевченко и его единомышленники стремились превратить общество в боевую революционную организацию. Под их влиянием в программу общества «Книгу бытия украинского народа» было записано: « .и восстанет Славянщина, и не останется ни царя, ни графа, ни герцога, ни помещика, ни боярина, ни крестьянина, ни холопа, ни в Великой России, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии .»
Эти же революционные идеи были закреплены в Уставе кирилло-мефодиевцев. Он утверждал: равенство всех граждан, независимо от социального и национального происхождения и религиозной веры; равноправие народов в будущей славянской республиканской федерации, которую возглавит общий славянский собор — наивысший орган административно-политической власти, состоящий из представителей каждого народа. Украина, по убеждениям кирилло-мефодиевцев, должна была стать инициатором борьбы за объединение славянских народов. Для распространения в массах были подготовлены агитационные прокламации «К братьям украинцам» и «К братьям великороссам и полякам».
Еще более горячие призывы ко всем народам Российской империи объединиться в борьбе против самодержавия слышны в поэтических произведениях Тараса Шевченко «И мертвым, и живым .», «Сон», «Кавказ», которые распространялись кирилло-мефодиевцами в рукописных списках. Великий украинский поэт пламенно пропагандировал идеи единства и дружбы славянских народов в борьбе против социального и национального угнетения. В предисловии к поэме «Гайдамаки» он провозгласил: «Пусть житом-пшеницею, как золотом, покрытая, неразделенной границами останется от моря и до моря — славянская земля». А в поэме «Еретик» великий Кобзарь высказал свою заветную мечту:
Чтобы все славяне стали
Братьями родными.
Понятие кооперативного движения в России в начале ХХ
века. Рассмотрение вопросов кооперации в трудах исследователей
В современной России кредитная кооперация делает первые шаги после многолетнего забвения, опираясь, прежде всего, на зарубежный опыт. Между тем до сих пор в полной мере остался не востребованным дореволюционный отечественный опыт функционирования сельской кредитной кооперации. Общепризнанно, что в начале XX века Россия являлась одной из ...
Вывод
Непоследовательность в действиях Д. предрешила ее судьбу, она просуществовала до конца 1919г, но это были хотя и значительные, но все же только эпизоды в истории украинской революции. По существу деятельность Д. свилась к прокладыванию пути в Украину большевистской власти. С поражением Д. национальная революция в Украине практически зам ...
Судебник 1497 года. Смерть
В конце своей жизни Иван III распорядился подготовить свод законов, обязательных к исполнению на всей территории Московского государства, — так называемый Судебник 1497 года. Документ этот имел поистине историческое начинание. С началом феодальной раздробленности юридические нормы приобрели сугубо местный, региональный характер. Их разн ...

