Кирилло-Мефодиевское общество. Весной 1846 г.
Страница 1

История » Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах » Кирилло-Мефодиевское общество. Весной 1846 г.

Т.Г.

Шевченко вступил в члены тайной политической организации — Кирилло-Мефодиевского общества. Эта антикрепостническая организация была создана в Киеве в начале того же года и названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Кирилло-Мефодиевского общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служащий канцелярии генерал-губернатора Н.И. Гулак, учитель с Полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним присоединился украинский писатель П.А. Кулиш) при помощи литературно-просветительской пропаганды распространяли идеи освобождения всех славянских народов и создания единой славянской федеративной республики.

А Т.Г. Шевченко, став членом этой организации, добивался, чтобы включить в ее программу задачи уничтожения, крепостного права и свержения самодержавия путем массового народного восстания. Революционно настроенная молодежь горячо поддерживала великого поэта (например, студенты Киевского университета А.А. Навроцкий, И.Я. Посяда, Г.В. Андрузский). Однако большинство основателей общества продолжало отстаивать либеральные идеи проведения реформ «сверху» — будто бы единственного реального способа улучшения существующего строя.

Тайные заседания общества проходили в непрерывных принципиальных спорах его членов, стоявших на разных общественно-политических позициях. Шевченко и его единомышленники стремились превратить общество в боевую революционную организацию. Под их влиянием в программу общества «Книгу бытия украинского народа» было записано: « .и восстанет Славянщина, и не останется ни царя, ни графа, ни герцога, ни помещика, ни боярина, ни крестьянина, ни холопа, ни в Великой России, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии .»

Эти же революционные идеи были закреплены в Уставе кирилло-мефодиевцев. Он утверждал: равенство всех граждан, независимо от социального и национального происхождения и религиозной веры; равноправие народов в будущей славянской республиканской федерации, которую возглавит общий славянский собор — наивысший орган административно-политической власти, состоящий из представителей каждого народа. Украина, по убеждениям кирилло-мефодиевцев, должна была стать инициатором борьбы за объединение славянских народов. Для распространения в массах были подготовлены агитационные прокламации «К братьям украинцам» и «К братьям великороссам и полякам».

Еще более горячие призывы ко всем народам Российской империи объединиться в борьбе против самодержавия слышны в поэтических произведениях Тараса Шевченко «И мертвым, и живым .», «Сон», «Кавказ», которые распространялись кирилло-мефодиевцами в рукописных списках. Великий украинский поэт пламенно пропагандировал идеи единства и дружбы славянских народов в борьбе против социального и национального угнетения. В предисловии к поэме «Гайдамаки» он провозгласил: «Пусть житом-пшеницею, как золотом, покрытая, неразделенной границами останется от моря и до моря — славянская земля». А в поэме «Еретик» великий Кобзарь высказал свою заветную мечту:

Чтобы все славяне стали

Братьями родными.

Страницы: 1 2

Факторы экономического могущества.
Соединенные Штаты Амери­ки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они рас­полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая ми­ровая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире. За го ...

Полезные ископаемые и промышленность
Говорить о промышленности в Османской империи до XIX в. конечно нельзя. Здесь более уместен термин «ремесла», за исключением металлургии. а) Металлургия Подземные богатства принадлежат государству, которое передает свои права амилям и назначает управляющих (эмии) для того, чтобы они контролировали и координировали деятельность частных ...

Субъективные предпосылки имперского кризиса. Роль личности Николая II в кризисе Российской империи
Российская Империя к 1917 г. находилась в состоянии глубокого кризиса. Царский режим (царизм) обнаружил неспособность разрешить целый ряд острых социальных и политических противоречий, дестабилизировавших государство еще с кон. XIX в. Объективные проблемы усугублялись субъективными: правивший с 1894 г. император Николай II был человеко ...