Образование, культура, просвещение
Страница 1

История » Екатерина Великая. Характеристика правления » Образование, культура, просвещение

Осознав трудности кардинального реформирования России, Екатерина решила подойти к проблеме обновления страны с другой стороны: она задумывала осуществить задачу воспитания новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих людей, что приведет к изменению общества.

Большое внимание уделяла Екатерина образованию народа, поскольку уровень грамотности в те годы был невысок даже среди дворян, не говоря уже о горожанах и крестьянах. Страна нуждалась в грамотных, образованных кадрах. Поэтому в 1786 году был издан «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в каждом губернском городе открывались четырехлетние народные училища, в уездных городах – малые народные училища, работавшие по единым государственным программам.

Предполагалось, что новая порода людей будет воспитываться исключительно в европейском духе. Большое внимание уделялось иностранным языкам и гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве и Петербурге, были реформированы кадетские корпуса, возникли закрытые институты для девушек-горожанок, в том числе знаменитый Смольный институт благородных девиц.

Однако сама идея изменить общество через воспитание новой породы людей была утопической, и воспитательный эксперимент закончился неудачей. Несостоятельной оказалась система воспитательных домов, государство забывало их финансировать, в них процветало казнокрадство. В особенно тяжелом положении находились такие школы в провинции.

Хотя и медленно, но развивалась организация медицинской помощи населению. Каждый город обязан был иметь больницу, госпиталь, заводить приюты для неизлечимо больных людей. Врачей не хватало, их выписывали из-за границы, они должны были обслуживать не только горожан, но и жителей уездов. Ради просвещения и развития медицины Екатерина II решилась на пробную прививку оспы себе и своему сыну.

Система образования, ориентированная на Запад, приводила к крайностям в общественной психологии слоя грамотных и образованных людей. Одни, познакомившись с европейской культурой, ничего другого не хотели знать, говорили исключительно по-французски, а некоторые начинали сожалеть, что родились в России. С другой стороны, часть образованных людей, болея за свою страну, отворачивались от Запада и искали ответы на сложные проблемы жизни в допетровской старине. Так создавалась почва для будущих дискуссий западников и славянофилов.

Время Екатерины II оставило весьма заметный след в развитии русской культуры. Здесь не могло не сказаться то, что сама императрица выделялась среди русских царей широтой своих интеллектуальных интересов. Образованность и начитанность ценились при ее дворе, и это благотворно сказывалось на русском обществе того времени.

Екатерина поощряла развитие исторической науки, содействовала выходу в свет «Истории» М.М.Щербатова, изданию сочинений В.Н. Татищева. Время Екатерины – это время А.П. Сумарокова, Г.Р.Державина, В.Л. Боровинского, Д.И. Фонвизина, Ф.И. Шубина и других выдающихся деятелей русской культуры.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы XVIII века. В 1769 году она основала сатирический журнал «Всякая всячина». Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии. Помимо этого, журнал был нужен императрице и для обличения и осмеяния разнообразных пороков, что породило оживленную полемику о роли сатиры в обществе.

Страницы: 1 2

Детство Владимира Ленина
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь г. Ульяновск). Здесь прошли его детство и юность. Родословная В.И.Ленина своими корнями уходит глубоко в русский народ. Его дед, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков тогда ...

Зороастризм
Зороастризм примечателен тем, что главный очаг реформации этого вероучения возник не на его родине, в Иране, а в Индии, среди парсов — потомков переселившихся туда иранских зороастрийцев. Оказавшись на чужбине, беженцы принесли с собой и свои религиозные традиции. Однако силу их ослабляла необходимость приспосабливаться к новым условиям ...

Походы Батыя на Северо-Восточную Русь. Установление вассально-даннической зависимости.
"В 1224 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера . Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю ...