Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на усиление личной власти и укрепление
государства.Страница 3
Свод законов «Русская правда» является основой для доказательства развития государственности и сохранения кровно - родственных отношений в регулировании споров.
Для характеристики социально – политического строя, юридического положения различных слоёв населения, господствующей идеологии Древней Руси можно использовать свод законов «Русская Правда». Уже в момент создания свода законов было ясно, что общество стремительно уходит вперед, нужен был новый правовой кодекс, который бы защищал быстро складывающуюся собственность сильных мира сего «на землю» и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. Такой новый свод начал создаваться при жизни Ярослава Владимировича, чтобы установить порядок и законность в русских землях в смутное время. В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения – большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Холоп, ударивший свободного, мог быть убит на месте. «Аще ли убиет господарь челядина полного, несть ему душегубства (это на убийство), но вина есть ему от Бога»[22, С. 18].
Мы можем поближе представить княжескую администрацию, обратившись к тексту памятника, получить представление об иерархии в ней:
«11. О княжеском отроке. Если убьют княжеского отрока или повара, то (платить) 40 гривен.
12. А за (убийство) дворецкого или конюшего (платить) 80 гривен.
13. А за (убийство) княжеского тиуна, ведавшего областями или пашнями, (платить) 12 гривен».
Русская Правда дает возможность представить и феодально - зависимое население. Например, статья 52 говорит о закупе. Если он бежит от господина не расплатившись, его надлежит сделать полным холопом (рабом).
Представим себе, что мы отправились на древнерусский рынок. Что почем? «За княжеского коня платить 3 гривны, а за других – 2 гривны». «За лошадь 60 кун, за корову 40 кун, за свинью 5 кун».
Восстания конца 60 – х - начала 70 –х годов XI века потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда», как писал Орлов, была дополнена рядом статей. Смысл дополнений – защитить имущество феодала и его вотчину. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась высоким штрафом. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников. В «Правде» обрисована жизнь вотчины княжеской. Во главе вотчины стоит представитель князя – боярин – огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины. Все лица при дворе князя охраняются 80 – гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. По мнению Орлова, само лицо рассматривается в «Правде» не столько как член общества, сколько как владелец или производитель капитала: лицо, его не имеющее или производить его не могущее, теряет права свободного или полноправного человека (женщина и закуп). Варяги, поставлены законом в неполноправное положение. Так, если обидчиком был новгородец, то обиженный должен представить двух свидетелей; если же грубияном оказался варяг, то достаточно было одной клятвы обиженного новгородца. В «Правде» запрещена кровная месть и замена штрафом. Таким образом, с появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с её бесчисленными трудностями.
Жизнь Мухаммеда
Мухаммед был сыном небогатого торговца из Мекки – торгового городка на караванной дороге вдоль берега Красного моря. Он рано лишился родителей и воспитывался у родственников; терпел нужду, пас овец местных богачей, а когда подрос, стал погонщиком верблюдов и вместе с караванщиками мерял ногами пустыню с севера на юг и с юга на север. На ...
Александр Герцен - поэт и гражданин
Белинский причислял Герцена (1812-1870) к тем художникам, для которых «важен не предмет, а смысл предмета». «Поэтому, ─ продолжал критик, ─ доступный их таланту мир жизни определяется их задушевною мыслию, их взглядом на жизнь». Главную силу Герцена Белинский видел в «могуществе мысли». «У Искандера, ─ пишет критик, ...
Политические, экономические и культурные
последствия ига
События нашествия Батыя и последующих 240 лет ордынского ига на Руси можно рассматривать с точки зрения тех бедствий и страданий для русского народа, которые принесло завоевание; некоторые историки так и делают. Но возможна и диаметрально противоположная точка зрения. Столетия ордынского ига были не только временем угнетения и хищническ ...

