Реформаторская деятельность Рюриковичей, направленная на усиление личной власти и укрепление
государства.Страница 3
Свод законов «Русская правда» является основой для доказательства развития государственности и сохранения кровно - родственных отношений в регулировании споров.
Для характеристики социально – политического строя, юридического положения различных слоёв населения, господствующей идеологии Древней Руси можно использовать свод законов «Русская Правда». Уже в момент создания свода законов было ясно, что общество стремительно уходит вперед, нужен был новый правовой кодекс, который бы защищал быстро складывающуюся собственность сильных мира сего «на землю» и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. Такой новый свод начал создаваться при жизни Ярослава Владимировича, чтобы установить порядок и законность в русских землях в смутное время. В этом юридическом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения – большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Холоп, ударивший свободного, мог быть убит на месте. «Аще ли убиет господарь челядина полного, несть ему душегубства (это на убийство), но вина есть ему от Бога»[22, С. 18].
Мы можем поближе представить княжескую администрацию, обратившись к тексту памятника, получить представление об иерархии в ней:
«11. О княжеском отроке. Если убьют княжеского отрока или повара, то (платить) 40 гривен.
12. А за (убийство) дворецкого или конюшего (платить) 80 гривен.
13. А за (убийство) княжеского тиуна, ведавшего областями или пашнями, (платить) 12 гривен».
Русская Правда дает возможность представить и феодально - зависимое население. Например, статья 52 говорит о закупе. Если он бежит от господина не расплатившись, его надлежит сделать полным холопом (рабом).
Представим себе, что мы отправились на древнерусский рынок. Что почем? «За княжеского коня платить 3 гривны, а за других – 2 гривны». «За лошадь 60 кун, за корову 40 кун, за свинью 5 кун».
Восстания конца 60 – х - начала 70 –х годов XI века потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда», как писал Орлов, была дополнена рядом статей. Смысл дополнений – защитить имущество феодала и его вотчину. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась высоким штрафом. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников. В «Правде» обрисована жизнь вотчины княжеской. Во главе вотчины стоит представитель князя – боярин – огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины. Все лица при дворе князя охраняются 80 – гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. По мнению Орлова, само лицо рассматривается в «Правде» не столько как член общества, сколько как владелец или производитель капитала: лицо, его не имеющее или производить его не могущее, теряет права свободного или полноправного человека (женщина и закуп). Варяги, поставлены законом в неполноправное положение. Так, если обидчиком был новгородец, то обиженный должен представить двух свидетелей; если же грубияном оказался варяг, то достаточно было одной клятвы обиженного новгородца. В «Правде» запрещена кровная месть и замена штрафом. Таким образом, с появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с её бесчисленными трудностями.
Россия, СССР в 1920-1930 гг.
После окончания Гражданской войны Республика Советов столкнулась с острым политическим кризисом. Крестьянство, которое мирилось с продразверсткой в годы войны, после ее окончания стало проявлять недовольство. Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., волнения крестьян в ряде районов страны отражали недовольство масс политикой «военного комму ...
Какие социальные слои внутри страны и за ее пределами поддерживали
Лжедмитрия I и почему?
Лжедмитрий I 1602 бежал в Польшу, где обрел покровителя в лице кн. Адама Вишневецкого и Ежи (Юрия) Мнишека. Тайно перешёл в католичество.
В марте 1604 король Сигизмунд III за согласие уступить Польше Северскую и Смоленскую земли, помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал поддержку Лжедмитрию. Тот обязался также ...
Буддизм
Но особенно остро проблема консервативной традиции, ее прочной связи со значительными массивами архаических структур, оказавшихся за бортом исторического прогресса, стояла (и во многом еще стоит) перед реформацией буддизма, одной из древнейших мировых религий. Особое значение для его реформаторского обновления имело то, что в предшеству ...