Просветительская деятельность декабристов в
сибирской провинцииСтраница 2
Особое значение придавали декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а средством просвещения – наука. Из показания А.А. Бестужева видно, что декабристы «для просвещения нижних классов народа хотели повсеместно завести ланкастерские школы, а чтобы поправить его нравственность, то возвысить белое духовенство, дав оному способы к жизни».
Педагогическая теория Ланкастера ставила своей задачей дешевле, успешнее, быстрее добиться массового распространения грамотности среди широких масс трудящегося населения в условиях нехватки учителей и ничтожном ассигновании на просветительские нужды. Однако в период реакции власть стала подозрительно относиться к взаимному обучению, а М.Л. Магницкий, попечитель Казанского учебного округа, усматривал в таблицах подготовку к революции. А.С. Грибоедов подчеркнул это, вложив в уста старухи Хлестовой такие слова:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений…
По выходу на поселение «государственным преступникам» разрешалось заниматься только земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой. Народное образование, равно как и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все же, где бы ни жили бывшие узники, они изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла. Так, много легенд сохранилось в народной памяти о школах М. и Н. Бестужевых, где учились дети разных народов «огненному ремеслу» (металлообработке). Михаил Бестужев припоминал: «Случалось, что, видя способности ребенка и охоту к учению, призовешь отца или мать его и, объяснив им, что беру их сына, чтоб сделать из него трудолюбивого ремесленника, буду одевать, обувать его и, вдобавок, в свободное время учить его грамоте, - на вопрос мой: согласны ли они на это? – был почти постоянно один и тот же ответ: «Как, батюшка Михаил Александрович, не быть согласными: ведь это Вы нам делаете истинное благодеяние».
Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин – создатель школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела.
При создании школы в Ялуторовске И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.
Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был награжден камилавкой и получил в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».
Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Он очень любил учеников и часто в переменах сам принимал участие в играх», - вспоминает Балакшина. «Мы учились шутя и нисколько не считали трудом эту науку», - рассказывал Михаил Знаменский, сын протоиерея Стефана.
Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.
Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.
Александр Невский и Золотая Орда
Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника на Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.
В 1242 г. умирает хан Угэдэй. Из-за этой смерти коренным образом изменилось положение в Орде хана ...
Политическая ситуация после победы
Война закончилась. Враг был разбит. Победа была за нами. Исчезла угроза национального порабощения, реально нависшая над страной. Стало очевидным, что на самом деле не существует угрозы какой бы то ни было «империалистической интервенции», о которой многие годы твердила советская пропаганда, заставлявшая людей чувствовать себя жителями « ...
Военное искусство в Ливонской войне 1558–1583 гг.
Война России велась против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского за Прибалтику и выход к Балтийскому морю. Причиной войны послужило стремление Ливонского ордена и Швеции изолировать Русское государство от Балтийского морского пути. Получение доступа в Балтийское море через Ригу, Ревель (Таллин) и Нарву и прис ...