Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции
Страница 2

История » Декабристы в Западной Сибири » Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции

Особое значение придавали декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а средством просвещения – наука. Из показания А.А. Бестужева видно, что декабристы «для просвещения нижних классов народа хотели повсеместно завести ланкастерские школы, а чтобы поправить его нравственность, то возвысить белое духовенство, дав оному способы к жизни».

Педагогическая теория Ланкастера ставила своей задачей дешевле, успешнее, быстрее добиться массового распространения грамотности среди широких масс трудящегося населения в условиях нехватки учителей и ничтожном ассигновании на просветительские нужды. Однако в период реакции власть стала подозрительно относиться к взаимному обучению, а М.Л. Магницкий, попечитель Казанского учебного округа, усматривал в таблицах подготовку к революции. А.С. Грибоедов подчеркнул это, вложив в уста старухи Хлестовой такие слова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений…

По выходу на поселение «государственным преступникам» разрешалось заниматься только земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой. Народное образование, равно как и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все же, где бы ни жили бывшие узники, они изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла. Так, много легенд сохранилось в народной памяти о школах М. и Н. Бестужевых, где учились дети разных народов «огненному ремеслу» (металлообработке). Михаил Бестужев припоминал: «Случалось, что, видя способности ребенка и охоту к учению, призовешь отца или мать его и, объяснив им, что беру их сына, чтоб сделать из него трудолюбивого ремесленника, буду одевать, обувать его и, вдобавок, в свободное время учить его грамоте, - на вопрос мой: согласны ли они на это? – был почти постоянно один и тот же ответ: «Как, батюшка Михаил Александрович, не быть согласными: ведь это Вы нам делаете истинное благодеяние».

Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин – создатель школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела.

При создании школы в Ялуторовске И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.

Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был награжден камилавкой и получил в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».

Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Он очень любил учеников и часто в переменах сам принимал участие в играх», - вспоминает Балакшина. «Мы учились шутя и нисколько не считали трудом эту науку», - рассказывал Михаил Знаменский, сын протоиерея Стефана.

Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.

Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.

Страницы: 1 2 3

Порядок заседания и принятия решений
Заседания в летнее время начинались с восходом солнца, когда бояре ехали в Кремль «челом ударить государю», и длились около 7 часов. Затем думные люди с государем шли в церковь к обедне, после чего они возвращались домой и с первым ударом колокола, возвещавшего начало вечерни, заседание Думы возобновлялось и нередко длились до 11 вечера ...

Боярская Дума при Иване IV
XVI в., в частности годы правления Ивана IV, считаются одной из мрачных полос в истории Российского государства. Именно на этот век пришлось наиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления. Эпоха боярского правления в малолетство Ивана IV ознаменовалась лишь ожесточенною борьбою между боярскими родами к ...

Субъективные предпосылки имперского кризиса. Роль личности Николая II в кризисе Российской империи
Российская Империя к 1917 г. находилась в состоянии глубокого кризиса. Царский режим (царизм) обнаружил неспособность разрешить целый ряд острых социальных и политических противоречий, дестабилизировавших государство еще с кон. XIX в. Объективные проблемы усугублялись субъективными: правивший с 1894 г. император Николай II был человеко ...