Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции
Страница 1

История » Декабристы в Западной Сибири » Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции

Велики заслуги декабристов в области просвещения в Сибири. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы-изгнанники себя рассматривали как просветителей и устроителей жизни в этом крае, на своей новой родине.

Просвещение в России, а особенно в Сибирском регионе и на окраинах, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами. В 1800 году в Сибири существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка при Тобольском главном народном училище. Согласно школьному уставу 1804 года в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии и 32 уездных училища. Однако скудное финансирование замедлило реорганизацию гражданской школы в Сибири.

Следует отметить, что оживление школьного дела в Сибири началось в связи с ревизией Сперанского и реформой местного самоуправления. Если к 1815 году по всей Сибири было открыто или реорганизовано из малых народных училищ только 7 уездных училищ (из 32 по уставу 1804 года), то с 1815 по 1825 годы их количество возросло до 19.

После подавления восстания декабристов правительство перешло к жесткому курсу, суть которого выражалась в том, чтобы «все сословия получали только соответствовавшее их положению образование». По уставу гимназий и училищ 1828 г. усиливалась сословная замкнутость в системе образования и нарушалась преемственная связь школ. Одногодичные приходские школы предназначались для обучения детей самых низких сословий, уездные училища с трехгодичным сроком обучения – для детей купечества и чиновничества, гимназии с семилетним сроком обучения – для детей «благородного сословия». Доступ в университет имели лишь выпускники гимназий; правительство финансировало в основном университеты и гимназии. По школьному уставу 1828 г. в гимназическом курсе был сокращен объем предметов естественнонаучного цикла, а в уездных училищах вообще запрещалось их преподавание, зато во всех заведениях предписывалось изучать Закон Божий. Школы Сибири были переданы в подчинение сначала гражданским губернаторам, а затем и генерал-губернаторам.

В Сибири школы чаще всего организовывались при монастырях, где жило много послушников, которые обучались чтению церковных книг, нотному пению и иконописи, «хотя и без всякого оттенка школьного характера жизни». Но на грамотность духовенство смотрело иначе. Митрополит и консистория неоднократно посылали указы в заказные правления о побуждении священно- и церковнослужителей отдавать детей в учение, но указов не слушались; приходилось налагать на виновных денежные штрафы, но и это мало действовало, и духовные правления вынуждены были прибегать к более серьезным мерам; так, например, по приказу рафаиловского духовного правления «были закованы в цепи за упорное непредставление детей и родственников в школу поп Белозерской слободы Митрофан Набережный и дьякон Утяцкой слободы Петр Буров – на сутки, а пономарь Савва Хнюнин – на день». Вот что ученики вспоминали о методах преподавания в таких школах, вернее их отсутствии. «Гуманность в школе не играла особо выделяющейся роли: оскорбительные прозвища и ругачки, щелчки и щипки, благодетельная линейка и проч. считались необходимым атрибутом школьной обстановки и над ними возвышалось самое благодетельное средство, которое до сих пор еще остается в памяти стариков под гастрономическим именем «березовой каши».

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей – далеко не все сибирские города имели школы. Поэтому сибиряки отдавали детей на обучение всем, кого считали сколько-нибудь способными к этому.

В первой половине XIX в. частное образование охватывает новые, более широкие слои населения, включая сельское. Воспитанница декабристов Ольга Балакшина вспоминала, что декабристы учили грамоте «всех, кого только возможно», и к ним часто обращались с просьбой взять детей на воспитание.

Декабристы не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, изыскивали способы снабжения школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

Декабристы продолжили и развили прогрессивные идеи в области просвещения М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические взгляды декабристов были значительным шагом вперед по сравнению с теориями русских и зарубежных, в том числе французских просветителей XVIII века.

Страницы: 1 2 3

Принятие образцовых уставов сельскохозяйственных обществ, товариществ и артелей
Данные проекты носили новаторский характер, строя кооперативы на принципах самостоятельности, самодеятельности, общедоступности и материальной заинтересованности. Однако против основных принципов, заложенных в проекты уставов их разработчиками, выступило охранительное ведомство. После внесения изменений уставы стали менее радикальными, ...

Конфликты фракций
Однако навое правительство успело достичь слишком малого из намеченного, прежде чем оно было раздавлено многочисленными внутренними и внешними проблемами. Ключевым вопросом внутренней политики, который внес раскол в ряды украинских политических партий, был выбор формы власти: умеренные социалисты склонялись к парламентской демократии; л ...

Причины поражения в России
v отсутствовало единство в рядах РСДРП; v рабочему классу не удалось создать прочного союза с крестьянством в борьбе против царизма; v крестьянское движение носило стихийный и неорганизованный характер; v русская либеральная буржуазия играла в событиях 1905— 1907 гг. контрреволюционную роль; v выступления различных отрядов пролетари ...