Конституция Царства Польского 1815г.
Страница 2

История » Конституция 1815 года в Царстве Польском » Конституция Царства Польского 1815г.

Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности.

Конституция гарантировала свободу печати, однако, постановлением наместника от 1819г. была введена предварительная цензура ежедневной и периодической печати, а затем цензура и всех публикаций.

Законодательную власть король должен был осуществлять вместе с сеймом, состоявшим из двух палат: Сената и Посольской избы.

В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа депутатов Посольской избы (не более 64 человек).

Посольская изба состояла из 128 членов, из которых 77 депутатов (представителей от шляхты) избиралась на сеймиках, а 51 депутат – от гмин. Пассивное избирательное право распространялось на лиц, достигших 30 лет и платящих не менее 100 злотых налогов в год. Активным избирательным правом пользовались шляхтичи-землевладельцы в возрасте от 21 года, а из остального населения – священники, учителя, ремесленники-хозяева, земельные собственники, арендаторы и купцы, владевшие товарами на 10 тыс. злотых. Крестьяне, рабочие, подмастерья и военнослужащие не получили избирательных прав. Депутаты избирались на 6 лет с переизбранием каждые 2 года одной трети их состава. Сейм созывался раз в 2 года на 30 дней, либо по мере необходимости. Однако созван он был лишь 4 раза: первый – в 1818г. и затем в 1820г., 1825г. и 1830г.

На время заседаний депутатам гарантировалась неприкосновенность личности.

Конституционные компетенции Сейма сводились к следующим пунктам:

1. законодательство в области судебного, а также административного права;

2. решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Однако, первый бюджет утвердил сам император и на практике Сейм не допускался к бюджетным делам;

3. решения по вопросам призыва в армию;

4. конституционное законодательство. Сейм имел право обсуждать и принимать или отвергать (но не исправлять) законопроекты, внесенные в него правительством;

5. контроль над правительством, хотя и в ограниченном объеме.

На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала только королю. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат, впрочем, могла подавать просьбы на имя короля о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. Посольской избе дозволялось обращаться к королю с петициями и жалобами на министров, советников, судей наивысшего трибунала. Государственные преступления и преступления чиновников разбирал Сенат, имеющий полномочия сеймового суда.

Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.

В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:

1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;

2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирование социально-политических взглядов Ж.П. Марата
Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 г. в городке Будри, в княжестве Невшатель - владении прусского короля Фридриха II. В семье, где Жан Поль оказался вторым ребенком, всего было семеро детей: четыре сына и три дочери. В 16 лет Жан Поль покидает семью, получив заманчивое предложение от жены богатого судовладельца поступить к ней на службу ...

Социальные и внешнеполитические причины. «Союзы союзов»
Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, одн ...

Цивилизация Иудеи
Еврейская цивилизация стала последней из значимых цивилизаций западно-семитской суперэтнической целостности. Аморейско-сутийские племена, ставшие основой израильского племенного союза (двенадцати колен израильских) дольше всех аморейских племён перебирались с места на место, пока уже в конце XIII веке до нашей эры не вторглись на террит ...