Конституция Царства Польского 1815г.Страница 2
Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности.
Конституция гарантировала свободу печати, однако, постановлением наместника от 1819г. была введена предварительная цензура ежедневной и периодической печати, а затем цензура и всех публикаций.
Законодательную власть король должен был осуществлять вместе с сеймом, состоявшим из двух палат: Сената и Посольской избы.
В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа депутатов Посольской избы (не более 64 человек).
Посольская изба состояла из 128 членов, из которых 77 депутатов (представителей от шляхты) избиралась на сеймиках, а 51 депутат – от гмин. Пассивное избирательное право распространялось на лиц, достигших 30 лет и платящих не менее 100 злотых налогов в год. Активным избирательным правом пользовались шляхтичи-землевладельцы в возрасте от 21 года, а из остального населения – священники, учителя, ремесленники-хозяева, земельные собственники, арендаторы и купцы, владевшие товарами на 10 тыс. злотых. Крестьяне, рабочие, подмастерья и военнослужащие не получили избирательных прав. Депутаты избирались на 6 лет с переизбранием каждые 2 года одной трети их состава. Сейм созывался раз в 2 года на 30 дней, либо по мере необходимости. Однако созван он был лишь 4 раза: первый – в 1818г. и затем в 1820г., 1825г. и 1830г.
На время заседаний депутатам гарантировалась неприкосновенность личности.
Конституционные компетенции Сейма сводились к следующим пунктам:
1. законодательство в области судебного, а также административного права;
2. решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Однако, первый бюджет утвердил сам император и на практике Сейм не допускался к бюджетным делам;
3. решения по вопросам призыва в армию;
4. конституционное законодательство. Сейм имел право обсуждать и принимать или отвергать (но не исправлять) законопроекты, внесенные в него правительством;
5. контроль над правительством, хотя и в ограниченном объеме.
На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала только королю. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат, впрочем, могла подавать просьбы на имя короля о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. Посольской избе дозволялось обращаться к королю с петициями и жалобами на министров, советников, судей наивысшего трибунала. Государственные преступления и преступления чиновников разбирал Сенат, имеющий полномочия сеймового суда.
Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.
В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:
1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;
2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;
Европейская экспансия на Востоке в XV-первой половине XVII веков
Термин «географические открытия» применительно к комплексу заморских экспедиций европейцев в 15–17 вв. достаточно условен, ибо охватывает два разных исторических явления: во-первых, собственно открытие новых земель, до 15 в. совсем не известных европейцам либо «забытых» (Австралия, Океания, большая часть Африки, Америка), и, во-вторых, ...
Военные реформы
Одновременно с реорганизацией центрального и местного государственного аппарата царское правительство осуществляло реорганизацию армии.
Важнейшей составной частью петровских преобразований первой четверти XVIII в. являлось создание регулярной армии и военно-морского флота.
Основными признаками регулярной армии, как известно, являются ...
Россия в 1907 – 1917гг.
Становление российского парламентаризма
На фоне изменений в мире к началу XX в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России, сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При цар ...