Конституция Царства Польского 1815г.Страница 2
Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности.
Конституция гарантировала свободу печати, однако, постановлением наместника от 1819г. была введена предварительная цензура ежедневной и периодической печати, а затем цензура и всех публикаций.
Законодательную власть король должен был осуществлять вместе с сеймом, состоявшим из двух палат: Сената и Посольской избы.
В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа депутатов Посольской избы (не более 64 человек).
Посольская изба состояла из 128 членов, из которых 77 депутатов (представителей от шляхты) избиралась на сеймиках, а 51 депутат – от гмин. Пассивное избирательное право распространялось на лиц, достигших 30 лет и платящих не менее 100 злотых налогов в год. Активным избирательным правом пользовались шляхтичи-землевладельцы в возрасте от 21 года, а из остального населения – священники, учителя, ремесленники-хозяева, земельные собственники, арендаторы и купцы, владевшие товарами на 10 тыс. злотых. Крестьяне, рабочие, подмастерья и военнослужащие не получили избирательных прав. Депутаты избирались на 6 лет с переизбранием каждые 2 года одной трети их состава. Сейм созывался раз в 2 года на 30 дней, либо по мере необходимости. Однако созван он был лишь 4 раза: первый – в 1818г. и затем в 1820г., 1825г. и 1830г.
На время заседаний депутатам гарантировалась неприкосновенность личности.
Конституционные компетенции Сейма сводились к следующим пунктам:
1. законодательство в области судебного, а также административного права;
2. решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Однако, первый бюджет утвердил сам император и на практике Сейм не допускался к бюджетным делам;
3. решения по вопросам призыва в армию;
4. конституционное законодательство. Сейм имел право обсуждать и принимать или отвергать (но не исправлять) законопроекты, внесенные в него правительством;
5. контроль над правительством, хотя и в ограниченном объеме.
На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала только королю. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат, впрочем, могла подавать просьбы на имя короля о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. Посольской избе дозволялось обращаться к королю с петициями и жалобами на министров, советников, судей наивысшего трибунала. Государственные преступления и преступления чиновников разбирал Сенат, имеющий полномочия сеймового суда.
Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.
В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:
1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;
2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;
Перестройка в СССР, в 1985-1991 гг.
Перестройка середины 1980-х гг. по своей комплексности и глубине не имеет аналогов, но в ее арсенале — опыт и уроки общественных преобразований предшествующих лет. Многие из них имели поворотное значение. Собственно, весь процесс нашего исторического развития оказался как бы сконцентрированным в нескольких критических точках, открывающи ...
Патриотизм в годы
Великой Отечественной войны
Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло м ...
Русское войско IX–X вв.
Древнерусское государство сложилось не позднее 80-х гг. IX в. посредством объединения двух славянских центров — Новгорода и Киева. Образование государства, получившего в исторической науке название Древняя (Киевская) Русь, явилось результатом исторически закономерного развития славянских племен, формирования у них предпосылок государств ...

