Заключение

Подводя итог, следует отметить, что польский вопрос был долгое время серьезным камнем преткновения сразу нескольких европейских держав. Дипломатическая борьба накануне Венского конгресса и в ходе него показала, насколько важен и сложен этот вопрос. Результаты Венского конгресса были, однако, вполне ожидаемы: Россия получила значительную территорию, образовав на ней Царство Польское. Этот успех российской дипломатии объяснятся не столько ее личными заслугами, сколько статусом России на тот момент времени: русские войска были основной силой, разгромившей Наполеона, и мировая общественность должна была с этим считаться и это признать.

В 1815г., в качестве первого мероприятия Александра I в Королевстве Польском, была утверждена Конституция, ставшая попыткой «либеральных преобразований» российского императора. Объявление в Польше конституционного строя «сначала вызвало надежду на изменение в ней существующего строя и ограничение самодержавия, но дальнейшие действия царя показали несбыточность таких надежд»[10].

Для Александра I дарование Польше в 1815г. конституции было, прежде всего, актом дипломатическим и политическим. Российский император хотел прочнее привязать ее к России, она «должна была служить военно-стратегическим, экономическим и политическим интересам России. Эта территория необходима была и как плацдарм для быстрого военного реагирования»[11].

Однако вскоре стало понятно, что российский император не готов на столь демократичный шаг, он ввел несколько поправок к конституции, а также такие формулировки, которые делали возможным дальнейшие автократические изменения. На практике Конституция осуществлялась с ограничениями, имея во многом декларативный характер. Она функционировала, прежде всего, в интересах центральной власти. С 20-х гг. Александром был взят курс на ужесточение внутренней политики, что давало повод для роста недовольства среди российской общественности и отдельных представителей правящей элиты. Это вызвало протесты и волнения в обществе, что привело к восстанию 1830-1831гг., окончившемуся отменой всяческих льгот и привилегий, а, главное, ликвидацией Конституции 1815г.

[1] Орлик О.В. Россия в международных отношениях 1815-1829гг. М., 1998. С.22.

[2] История Польши: в 3 т. М., 1958. Т. I. С.491.

[3] Бардах Ю., Леснородский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С.337.

[4] Сергеевский Н.Д. Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881. СПб., 1907. С.44.

[5] Бардах Ю., Леснородский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С.334.

[6] История Польши: в 3 т. М., 1958. Т. I. С.497.

[7] Краткая история Польши с древнейших времен до наших дней. М., 1993. С.98.

[8] Краткая история Польши с древнейших времен до наших дней. М., 1993. С.98.

[9] Бардах Ю., Леснородский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С.342.

[10] Орлик О.В. Россия в международных отношениях 1815-1829гг. М., 1998. С.24.

[11] Орлик О.В. Там же. С.25.

Сущность консервативной модели развития.
Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования ры­ночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посы­лок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва­тивным вариантом государственного регулирования, который на практик ...

Армия Афин
При воспитании и обучении афинских воинов большое внимание уделялось как физическому, так и умственному развитию. Одинаково считали «хромым» (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Афинские военноначальники хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение в ...

Ме­то­ды проведения аграрной ре­фор­мы
До Сто­лы­пи­на пра­ви­тель­ст­во то­же ста­ра­лось по­мо­гать бо­га­тым кре­сть­я­нам, дос­та­точ­но вспом­нить льгот­ные кре­ди­ты Кре­сть­ян­ско­го бан­ка. За­ме­тим, что Сто­лы­пин, на­про­тив, от­во­дил гла­вен­ст­вую­щую роль в де­ле го­су­дар­ст­вен­но­го по­ощ­ре­ния не кре­ди­там (т.е. де­неж­ным сред­ст­вам), а го­во­ря со­вр ...