Реформы в социальной области

История » Россия с древних времен и до наших дней » Реформы в социальной области

Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения дворянства в государстве. В XVIII в. изменился характер службы дворян. Если в предшествующие годы дворянин являлся на службу «конным, людным и орудным» эпизодически, на время военных действий, то с организацией регулярной армии служба дворян стала постоянной. Старинная система раздачи земли служилым людям к исходу XVII в. себя изжила, т. к. правительство почти полностью исчерпало земельный фонд для пожалований и рядовые дворяне были переведены на денежное жалованье. Царь жаловал землю за особые заслуги: только с 1682 по 1710г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс. крестьянских дворов. Всего во время царствования Петра I помещикам было роздано 170 тыс. крестьян. Одновременно с расширением площади дворянского землевладения расширялись права дворян на землю. В XVI — XVII вв. существовали две формы феодального землевладения: поместья — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная наследственная собственность. В 1714г. был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). «Указ о единонаследии» предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу.

Консолидации дворянского сословия способствовала также Табель о рангах 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. Ранее основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар системе определения служебной годности по «породе», но полностью не ликвидировала ее. Лишь Табель о рангах юридически поставила на первое место личные способности, образование и практические навыки дворянина. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов, от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низкого, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. Занять каждый следующий ранг или чин можно было, пройдя все предыдущие. Сыновьям родовитых родителей отдавалось предпочтение только во время дворцовых приемов, но никакого ранга они не получали, если не находились на службе. Именно личные достоинства выдвинули из среды неродовитых дворян ряд крупных государственных деятелей петровских времен, таких как генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неклюев и др.

Главной социальной мерой в отношении крестьян было проведение переписи 1718— 1725 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские сказки» (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог — подушную подать. От него освобождались лишь дворянство и духовенство. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Усиление налогового гнета по сравнению с предшествующим временем повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр I, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 г. указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системы в России. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Городских жителей разделили на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными, или «подлыми», считались горожане, не имевшие собственности.

В соответствии с указом 1720 г. суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистрам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. В ответ на усиление крепостнической эксплуатации и власти помещиков над крестьянами народные массы поднимали восстания. Так, в 1705—1706 гг. вспыхнуло восстание в Астрахани, в 1704— 1711 гг. в

Башкирии. Наиболее мощным народным движением было крестьянско-казацкое восстание на Дону в 1707 — 1708 гг. под предводительством К.А. Булавина.

Предпосылки государственного роста
Конец XVII—XVIII вв. стали периодом постепенного возрождения Китая, понесшего тяжелые потери в годы внутренних смут и маньчжурского нашествия. В сельскохозяйственный оборот вновь вводились заброшенные земли, осваивались пустоши, возрождались традиционные сельские промыслы. Во многом это явилось результатом того, что маньчжурское правите ...

1 декабря -День победы
Крымская война (1853-1856 гг.) между Россией и коалицией стран, в которую входили Великобритания, Франция и Турция, была порождена столкновением интересов в бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах. Это было время формирования новых империй - Британской, Французской и Российской. Великобритания и Франция решили расширить свои кол ...

Местные органы власти Украины в составе СССР
Курс на коллективизацию нуждался в серьезной Перестройке местных органов власти и управления, особенно сельских советов. Для этого снова активизировали работу комнезамов. В начале 1930 г. их количество было втрое большим, чем в конце 1925 г. В ряжах комнезамов насчитывалось 1 млн. 600 тыс. членов. Правда, комнезамы уже не могли подменят ...