Послевоенные годы. СССР в 1945-1953 гг.
Страница 4

История » Россия с древних времен и до наших дней » Послевоенные годы. СССР в 1945-1953 гг.

Духовная сфера

Во-первых, в этот период произошла активизация стремления интеллигенции и других слоев населения критически осмыслить противоречия и перспективы исторического развития советского общества. В конце 40-х — начале 50-х гг. прошли дискуссии по философии, биологии, языкознанию, политэкономии, генетике, кибернетике. В ходе них ряд ученых заявили о необходимости использования опыта западных цивилизаций в различных сферах жизни советского общества. Подобные проявления в среде советской интеллигенции вызывали вполне определенную реакцию тоталитарного государства.

Во-вторых, усилился диктат государства в сфере идеологии, науки, искусства и образования, борьба с любыми проявлениями инакомыслия.

В 1946 г. ЦК ВКП (б) по инициативе А. Жданова принял постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», которое было направлено против творчества М. Зощенко и А. Ахматовой, первый обвинялся в очернении советского образа жизни, а вторая — в отрыве от этой жизни и уходе в богоискательство, размышления о любви, смысле жизни. Все это было к нотифицировано ЦК как преклонение перед Западом.

В этом же году были приняты постановления ЦК ВКП(б), определявшие задачи драматических и оперных театров, киноискусства по воспитанию трудящихся на идеях социализма. В 1949 г. развернулась кампания по борьбе с «безродными космополитами», которые якобы выступали против советского патриотизма, преклоняясь перед Западом. Инициатива травли, по свидетельству К. Симонова, исходила лично от И. Сталина, которому повсюду грезился американско-сионистский заговор.

Театральные и литературные критики были обвинены в том, что пристраивают в театры низкопробные пьесы пасквилянтского характера. Речь шла, например, в пьесе «Вас вызывает Таймыр». Таким образом, характерные черты позднего сталинизма свидетельствуют о том, что сам И. Сталин, партийная бюрократия, вся власть-собственность продолжали реализацию античеловечной, изоляционистской сталинской концепции построения социализма в одной отдельно взятой стране, о сущности которой мы говорили в главе по 1920— 1930-м гг.

Страницы: 1 2 3 4 

Московское государство в XVI веке. Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...

Армия Афин
При воспитании и обучении афинских воинов большое внимание уделялось как физическому, так и умственному развитию. Одинаково считали «хромым» (калекой) как не умеющего читать, так и не умеющего плавать. Афинские военноначальники хорошо понимали, что успешно действовать на войне могут только хорошо обученные воины. Воспитание и обучение в ...

Расказачивание как социально-историческая проблема
В ряду трагических страниц истории России XX века судьбе казачества принадлежит далеко не последнее место. Этот драматизм историки и публицисты обозначили терминами "расказачивание", "крестная ноша", "геноцид" и др. Трагедия целого социального слоя (численностью до 4,5 млн. человек) - носителя реальных куль ...