Послевоенные годы. СССР в 1945-1953 гг.
Страница 4

История » Россия с древних времен и до наших дней » Послевоенные годы. СССР в 1945-1953 гг.

Духовная сфера

Во-первых, в этот период произошла активизация стремления интеллигенции и других слоев населения критически осмыслить противоречия и перспективы исторического развития советского общества. В конце 40-х — начале 50-х гг. прошли дискуссии по философии, биологии, языкознанию, политэкономии, генетике, кибернетике. В ходе них ряд ученых заявили о необходимости использования опыта западных цивилизаций в различных сферах жизни советского общества. Подобные проявления в среде советской интеллигенции вызывали вполне определенную реакцию тоталитарного государства.

Во-вторых, усилился диктат государства в сфере идеологии, науки, искусства и образования, борьба с любыми проявлениями инакомыслия.

В 1946 г. ЦК ВКП (б) по инициативе А. Жданова принял постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», которое было направлено против творчества М. Зощенко и А. Ахматовой, первый обвинялся в очернении советского образа жизни, а вторая — в отрыве от этой жизни и уходе в богоискательство, размышления о любви, смысле жизни. Все это было к нотифицировано ЦК как преклонение перед Западом.

В этом же году были приняты постановления ЦК ВКП(б), определявшие задачи драматических и оперных театров, киноискусства по воспитанию трудящихся на идеях социализма. В 1949 г. развернулась кампания по борьбе с «безродными космополитами», которые якобы выступали против советского патриотизма, преклоняясь перед Западом. Инициатива травли, по свидетельству К. Симонова, исходила лично от И. Сталина, которому повсюду грезился американско-сионистский заговор.

Театральные и литературные критики были обвинены в том, что пристраивают в театры низкопробные пьесы пасквилянтского характера. Речь шла, например, в пьесе «Вас вызывает Таймыр». Таким образом, характерные черты позднего сталинизма свидетельствуют о том, что сам И. Сталин, партийная бюрократия, вся власть-собственность продолжали реализацию античеловечной, изоляционистской сталинской концепции построения социализма в одной отдельно взятой стране, о сущности которой мы говорили в главе по 1920— 1930-м гг.

Страницы: 1 2 3 4 

Тибет
Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. К началу XVI в. на территории Тибета существовало государство, власть в котором делили между собой светские и религиозные деятели, представлявшие ламаистскую ветвь буддизма. Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах, жрец). Это направление возникло в р ...

Образование Киевской Руси
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей. Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раск ...

Изменения в материальной культуре и в быту.
Природно-климатические условия края наложили определенный отпечаток на специфику материальной культуры марийцев: на их поселения, жилища и постройки, одежду и другие части костюма, пищу и утварь, средства передвижения и транспортировки. Для марийцев издавна характерен приречно-овражный тип расселения. Помимо важности в быту самой воды, ...