Единая система обучения и воспитания войск
Страница 1

История » Реорганизация русской армии в начале XVIII в. » Единая система обучения и воспитания войск

С начала XVIII в. была принята и постоянно совершенствовалась единая система обучения и воспитания войск. Боевая подготовка войск строилась на классовой основе. Дворянский офицерский корпус воспитывал солдат в духе преданности существующему порядку. В целях укрепления морального духа в войсках была введена присяга, которая приносилась при развернутых знаменах. Служба в армии рассматривалась как служение государству. «Воинское дело первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества». Солдат рассматривался как «государев человек» и помещики, отдавая крестьян в армию, теряли на них право как на крепостных. Пожизненная служба в армии отрывала крестьян (рекрут) от их среды и облегчала выполнение основной цели – воспитать солдат в духе преданности царю и отечеству, сделать их надежным оружием защиты интересов дворянства. Придавая большое значение моральному фактору в бою, русское правительство стремилось всеми мерами воспитательного воздействия сформировать у солдат стойкость, смелость, мужество и храбрость. В связи с этим во всех русских инструкциях и уставах уделялось много внимания утверждению порядка и дисциплины. «Ничто так людей к злу не приводит, как слабая команда». Утверждение дисциплины рассматривалось как одно из важных условий, обеспечивающих победу. Победу обеспечивают «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие».

Воспитательные меры в армии регламентировались военным правом. Наиболее полным и законченным военно-правовым кодексом являлся "Артикул воинский", который составлял вторую часть "Устава воинского 1716 года" и включал вопросы военного быта, общеуголовные законы, а также вопросы военного права. Поддержание крепкой воинской дисциплины сопровождалось применением жестоких карательных мер, включая смертную казнь. Жестокость, справедливость и гуманизм были для Петра I главенствующими элементами в поддержании строжайшего порядка и дисциплины. Такая позиция давала конкретные результаты. Причины жестокости в наведении крепкой дисциплины и соблюдении законов вполне понятны: во-первых, подобные строгие меры наказания были свойственны всем государствам, Россия не была исключением; во-вторых, создаваемые в начале XVIII в. «новоприборные» части в моральном отношении были не вполне устойчивы (опыт Нарвы, побеги новобранцев, введение «печати антихриста»), исходя из чего суровые взыскания и кары, закрепленные в регламентах, представлялись современникам Петра I вполне уместными.

В армии частым явлением были грубые нарушения и преступления, среди которых особое место занимало дезертирство. Однако, массовость побегов из действующих частей русской регулярной армии архивными материалами не подтверждается. Так, в Табели 12 батальонов команды генерал-поручика Боура говорится, что в 1707 г. только в 3 из 6 полков имелись беглые. Всего на многотысячный отряд Боура было лишь 35 беглецов. Ответственность за побеги солдат возлагалась на офицеров, у которых из жалованья в виде штрафов высчитывали значительные суммы денег. Офицерам рекомендовалось каждое воскресенье читать своим подчиненным "Артикул" и разъяснять его положения. Учитывая значение морального фактора, русские офицеры стремились выработать у своих солдат высокие боевые качества. В уставе отмечалось, что сила русской армии – в солдате. В первые годы петровских реформ новая армия не была снабжена регламентами ни по части административной, ни по части строевой и тактической. Подготовка войск основывалась на широком применении принципа «обучение показом». Однако уже в начале строительства массовой регулярной армии Петр I сумел ввести двухступенчатое обучение ружейным приемам и отличие в методах подготовки новобранцев и старослужащих солдат.

В основе русских инструкций и уставов лежали принципы линейной тактики. В то время линейная тактика представляла собой высшую ступень в развитии способов ведения боевых действий. В связи с этим большое значение приобретало обучение войск регулярному строю, умению вести огонь и действовать штыком. Русская система обучения подразделялась на одиночную и совместную подготовку. Рекрут обучали стойке, поворотам, маршированию, приемам стрельбы и действию штыком. Совместное обучение предусматривало отработку приемов и стрельбы в составе роты и батальона. Все эти требования были изложены в «Кратком обыкновенном учении» и «Кратком положении об учении конного драгунского строя». Эти инструкции отличались чрезвычайной простотой и целесообразностью.

Опыт военных действий 1700–1708 гг. был обобщен в ряде уставов и инструкций, среди которых особенно важны «Учреждение к бою» и «Для военной битвы правила». В этих инструкциях принципы линейной тактики получили свое дальнейшее развитие. Исходя из опыта Северной войны, создавались наставления, инструкции, Устав воинский (1716 г.) и Устав морской (1720 г.). Основные положения этих документов просуществовали и использовались практически до конца ХVIII в. Устав воинский обобщал опыт Северной войны за 16 лет. В нем были изложены основы тактической подготовки войск и закреплены все достижения русской тактической мысли.

Страницы: 1 2

Ре­фор­ма в сфере промышленности: решение рабочего вопроса
На­ко­нец ос­та­лось за­тро­нуть ра­бо­чий во­прос. Он так же как и кре­сть­ян­ский, дос­тал­ся Сто­лы­пи­ну в на­след­ст­во от ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. Ин­те­рес­но от­ме­тить, что до это­го не толь­ко ца­ризм, но и бур­жуа­зия от­ри­ца­ла его су­ще­ст­во­ва­ние. По мне­нию А. Я. Ав­ре­ха это не­при­зна­ние бы­ло рав­но­знач­но при­ ...

Настроения в казачьих войсках Российской империи
Казачество, в контексте нашей темы весьма показательный пример. Это связано с тем, что казаки в Российской империи – это фактически отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В качестве компенсации они имели значительную ...

Церковная политика.
В истории церкви при Екатерине II произошло два знамена тельных события: секуляризация владений духовенства , а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизадии и преследования инаковерующих. Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви. Эт ...