9 августа - День у мыса Гангут (1714 год)
Страница 1

История » Дни воинской славы России - морские сражения » 9 августа - День у мыса Гангут (1714 год)

Гангутское морское сражение произошло в ходе Северной войны (1700-1721 гг.) между русским и шведским флотами 26-27 июля 1714 г. севернее полуострова Гангут (Ханко) на Балтийском море.

Северная война велась за возвращение исконно русских земель, расположенных по берегам Невы и Финского залива. Ее планом на кампанию 1714 г. предусматривалось полное овладение Финляндией, занятие Аландских островов и перенесение боевых действий на территорию Швеции. В реализации его - наряду с гребными кораблями и армией -важная роль отводилась парусному флоту, который стал уже более мощным и мог на равных противостоять шведскому флоту.

Морские силы русских на Балтийском море состояли из галерного и парусного флотов. Корабли-парусники могли идти только под парусами, при наличии ветра.

Галеры - небольшие суда с мелкой осадкой, до 4 футов, двигались при помощи весел, хотя могли ходить также и с помощью парусов. Они подразделялись на большие галеры и скампавеи (полугалеры). Большие галеры имели по 52 весла и вмещали до 300 человек каждая; на скампавее имелось 36 весел, и вмещала она до 150 человек. Каждая галера была вооружена 24-фунтовой пушкой на носу и несколькими мелкими пушками по бортам. Дистанция их стрельбы достигала 300-500 метров, основным тактическим приемом боя являлся абордаж.

В конце июня 1714 г. русский гребной флот в составе 99 галер и скампавеи с 15 тысячами человек десанта под командованием Ф.М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья полуострова Гангут с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить десант для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). В дальнейшем предусматривались совместные действия с войсками генерала М.М. Голицына, находящимися в Финляндии. Одновременно из Петербурга вышел парусный флот в составе 17 кораблей, фрегатов и шняв, который должен был прикрывать галерный с моря до входа его в район шхер, а затем идти в Ревель, где стояло 7 русских кораблей, чтобы оказывать поддержку галерному флоту и не допускать шведский флот в глубь Финского залива. Общее руководство над парусным флотом взял на себя Петр I -контр-адмирал русского флота.

Галерный флот в конце июня прибыл в Тверминскую бухту и вынужден был здесь задержаться, так как у самой оконечности Гангутского полуострова стоял сильный шведский флот, который, воспользовавшись тем, что западная часть Финского залива раньше освобождается ото льда, нежели восточная, еще в апреле прибыл к Гангуту. Разведкой было установлено, что он состоит из 15 линейных кораблей, 3 фрегатов и 7 мелких судов при 832 орудиях и находится под командованием вице-адмирала Г. Ватранга. Получив донесение о создавшейся обстановке, Петр I отправился к галерному флоту. 20 июля он уже находился на полуострове Гангут. 21-22 июля Петр лично провел рекогносцировку окрестностей. Он приказал к группе островов, ближайших к мысу Гангут, послать 15 скампавеи, которые должны были наблюдать за противником.

По приказу Петра I в наиболее узкой части полуострова (около 2,5 км) была устроена «переволока» на другую сторону полуострова нескольких скампавеи в тыл противнику. Появлением их в тылу мыслилось внести замешательство в ряды неприятеля и растянуть его силы, обеспечив тем самым проход для галер.

Страницы: 1 2 3

Завоевание Киева
Уже тогда, этот город стоявший на земле полян, был крупным торговым центром. Жажда победы и слух о независимой державе, где княжили Аскольд и Дир, хороший, благополучный климат и другие естественные выгоды влекли Олега к Киеву. Олег предполагал, что Аскольд и Дир, имеют сильную дружину и добровольно не захотят поддаться, и в то же время ...

«Русская правда» Пестеля
Над конституционным проектом Пестель работал с 1820 по 1824 годы. Этот проект был делом его жизни. Павел Иванович постоянного совершенствовал его, подвергая переделкам, изменениям и дополнениям. Первоначально проект назывался «Конституция Государственный Завет». Основные положения его обсуждались на первом съезде руководства Южного обще ...

Октябрьская революция (март-октябрь 1917)
В.И.Ленин приехал в Петроград поздно вечером 3 апреля 1917 года. В 23 часа 10 минут поезд остановился у платформы финляндского вокзала, где к тому времени собрались петроградские рабочие. На перроне был выстроен почетный караул. В.И.Ленин, поднявшись на броневой автомобиль, выступил с речью, которую закончил призывом: "Да здравств ...