9 августа - День у мыса Гангут (1714 год)Страница 1
Гангутское морское сражение произошло в ходе Северной войны (1700-1721 гг.) между русским и шведским флотами 26-27 июля 1714 г. севернее полуострова Гангут (Ханко) на Балтийском море.
Северная война велась за возвращение исконно русских земель, расположенных по берегам Невы и Финского залива. Ее планом на кампанию 1714 г. предусматривалось полное овладение Финляндией, занятие Аландских островов и перенесение боевых действий на территорию Швеции. В реализации его - наряду с гребными кораблями и армией -важная роль отводилась парусному флоту, который стал уже более мощным и мог на равных противостоять шведскому флоту.
Морские силы русских на Балтийском море состояли из галерного и парусного флотов. Корабли-парусники могли идти только под парусами, при наличии ветра.
Галеры - небольшие суда с мелкой осадкой, до 4 футов, двигались при помощи весел, хотя могли ходить также и с помощью парусов. Они подразделялись на большие галеры и скампавеи (полугалеры). Большие галеры имели по 52 весла и вмещали до 300 человек каждая; на скампавее имелось 36 весел, и вмещала она до 150 человек. Каждая галера была вооружена 24-фунтовой пушкой на носу и несколькими мелкими пушками по бортам. Дистанция их стрельбы достигала 300-500 метров, основным тактическим приемом боя являлся абордаж.
В конце июня 1714 г. русский гребной флот в составе 99 галер и скампавеи с 15 тысячами человек десанта под командованием Ф.М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья полуострова Гангут с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить десант для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). В дальнейшем предусматривались совместные действия с войсками генерала М.М. Голицына, находящимися в Финляндии. Одновременно из Петербурга вышел парусный флот в составе 17 кораблей, фрегатов и шняв, который должен был прикрывать галерный с моря до входа его в район шхер, а затем идти в Ревель, где стояло 7 русских кораблей, чтобы оказывать поддержку галерному флоту и не допускать шведский флот в глубь Финского залива. Общее руководство над парусным флотом взял на себя Петр I -контр-адмирал русского флота.
Галерный флот в конце июня прибыл в Тверминскую бухту и вынужден был здесь задержаться, так как у самой оконечности Гангутского полуострова стоял сильный шведский флот, который, воспользовавшись тем, что западная часть Финского залива раньше освобождается ото льда, нежели восточная, еще в апреле прибыл к Гангуту. Разведкой было установлено, что он состоит из 15 линейных кораблей, 3 фрегатов и 7 мелких судов при 832 орудиях и находится под командованием вице-адмирала Г. Ватранга. Получив донесение о создавшейся обстановке, Петр I отправился к галерному флоту. 20 июля он уже находился на полуострове Гангут. 21-22 июля Петр лично провел рекогносцировку окрестностей. Он приказал к группе островов, ближайших к мысу Гангут, послать 15 скампавеи, которые должны были наблюдать за противником.
По приказу Петра I в наиболее узкой части полуострова (около 2,5 км) была устроена «переволока» на другую сторону полуострова нескольких скампавеи в тыл противнику. Появлением их в тылу мыслилось внести замешательство в ряды неприятеля и растянуть его силы, обеспечив тем самым проход для галер.
Причины перехода к новой экономической политике
В первой половине 20 – х гг. положение Советской России было просто катастрофическим. Такая ситуация сложилась по окончанию Гражданской войны. Во-первых, страна пережила две революции в 1917 году, одновременно переживая события I мировой войны, где положение на фронтах для русской армии было неудачным. Сразу после окончания революции ок ...
Христианизация Руси и её последствия: укрепление международных позиций Руси
В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие государства того периода не хотели считаться с ...
Механизм выбора варианта исторического развития
Механизм альтернативности – это определенный тип «ответов» на «вызов» истории. Если возможности цивилизации исчерпаны, то “запускается «аварийный механизм» выбора новой альтернативы, связанный с определенным риском”. Смысл альтернативной ситуации заключается в том, что господствующему общественному порядку, исчерпавшему свои потенциальн ...

