Факторы экономического могущества.
Страница 2

Наступление мирного времени повлекло за собой свер­тывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо­мику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от­ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные" занятость, производство и покупательную способность". В соответ­ствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хо­зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док­лад президенту. Глава государства должен был в свою оче­редь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринима­телям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после­довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон­троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин­фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо­мическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулиру­ющее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. про­мышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред­ложила программу реформ, получивших название "спра­ведливого курса". Она предусматривала повышение мини­мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме­рам и финансовую поддержку штатам на цели образова­ния, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из "стабилизаторов" американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар­тир для низко доходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу­ществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла", или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Мар­шаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже­годных отчетов Конгрессу США. В "плане Маршалла" сог­ласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Ве­ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Кон­гресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было ис­трачено на закупки американских товаров. Благодаря "пла­ну Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увели­чить инвестиции в экономику европейских стран.

Страницы: 1 2 3 4 5

Начало царствования Александра II и предпосылки реформаторской деятельности. Биография Александра II
Александр II Николаевич Романов родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле и скончался от ран 1 марта 1881 г. в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. 15 марта его тело было захоронено в императорской усыпальнице Петропавловского собора. Он вошел в историю России как великий реформатор и освободитель крепостных крестьян. Официально Алекс ...

Тридцатилетняя война (1529—1559)
До XVI в. Адал является торговой периферией Эфиопии. Благосостояние многих кочевых племен Адала зависело от караванной торговли с Эфиопией, и эти связи образовывали единую экономическую систему. Эфиопия и Адал сосуществовали, нуждаясь друг в друге. Иногда султаны Адала добровольно соглашались быть данниками эфиопских императоров. Однако ...

Политический строй Киевской Руси
Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем ...